Ей часто задавали вопрос о том, нет ли у нее предков среди дворян – аристократичные утонченные черты Жанны Болотовой наводили на мысль о том, что она – героиня другой эпохи. На самом деле ее предки были из крестьян, а сама она выросла в Сибири. Позже ее семья переехала в Москву. Наверное, аристократичные манеры появились у Жанны в результате воспитания – ее отец был военным, Героем Советского Союза, который после войны стал дипломатом. На съемочную площадку Жанна попала совершенно случайно – просто однажды на улице столкнулась с толпой людей, которые хотели сняться в массовке фильма Сергея Герасимова. Ассистент режиссера обратил внимание на 15-летнюю красавицу и предложил ей роль в другом фильме – «Дом, в котором я живу». Когда она впервые увидела себя на экранах, страшно распереживалась: «Я же им испортила фильм!» И только спустя 30 лет, когда снова посмотрела этот фильм, вдруг подумала: «Какая чудесная девочка!» Правда, на этот раз ей эта девочка уже показалась совсем чужой.
Когда Болотова поступала во ВГИК, она уже была звездой кино – ее первый фильм посмотрело 27 млн зрителей. Сергей Герасимов, на курс которого ее зачислили, заявил, что готов считать ее дебютную роль первым туром экзаменов. Но звездной болезни у девушки не было – среди такого количества красавиц-студенток она казалась себе самой обычной. А вот режиссеры так не думали и засыпали актрису новыми предложениями. Юной красавицей был очарован и ее однокурсник Николай Губенко. Правда, добиться ее расположения ему удалось не сразу – Жанна вышла замуж за художника Николая Двигубского. Но этот брак распался уже через год, и Губенко понял, что на этот раз он упустить свое счастье не может. Спустя 7 лет гражданского брака они расписались и больше никогда не расставались.
У Жанны Болотовой всегда было много поклонников. Одним из них был Булат Окуджава. Ему было уже 36 лет, у него были жена и сын, вся страна пела его песни, а он потерял голову от студентки-первокурсницы. Жанна ему взаимностью не отвечала, но благодаря этой безответной любви родилось 4 замечательные песни: «Старый пиджак», «По Смоленской дороге», «Ах, какие удивительные ночи!..» («Дежурный по апрелю»), «Маленькая женщина».
Эти строки были полны нежности и грусти:
По Смоленской дороге – леса, леса, леса.
По Смоленской дороге – столбы, столбы, столбы.
Над дорогой Смоленскою, как твои глаза, –
две вечерних звезды голубых моих судьбы.
По Смоленской дороге метель в лицо, в лицо.
Все нас из дому гонят дела, дела, дела.
Может, будь понадежнее рук твоих кольцо,
покороче б, наверно, дорога мне легла.
По Смоленской дороге – леса, леса, леса.
По Смоленской дороге – столбы гудят, гудят.
На дорогу Смоленскую, как твои глаза,
две холодных звезды голубых глядят, глядят.
Николай Губенко не раз говорил: «Счастье моей жизни – это Жанна». Он стал режиссером, снимал жену практически во всех своих фильмах, был последним министром культуры СССР. Но и для него, и для его супруги семья всегда оставалась на первом месте. Жанна Болотова признается: «У нас такая счастливая долгая жизнь – одна на двоих».
Актриса блистала на экранах на протяжении 30 лет. Но в 1980-х гг. Жанна Болотова приняла решение уйти из кино. Ей продолжали поступать предложения от режиссеров, но она говорила, что ей не нравятся сценарии и качество предложенных фильмов. К тому же актриса не хотела, чтобы зрители видели ее стареющей: «Что-то во мне сломалось. Пару раз мне предложили какие-то жуткие сценарии, я отказалась. И Коля тоже… Я изменилась. Подтяжки делать не хочу. Тех героинь, которых можно играть с моей нынешней внешностью, мне воплощать на экране неинтересно. Я не могу смотреть то, что сейчас снимают. У нас с Колей другая школа… Играть бабушек не хочется. Пусть лучше у зрителей в памяти навсегда останется образ утонченной юной красавицы из советских фильмов».
Сегодня актриса живет вдали от шума и суеты, в загородном доме. Она не бывает на светских мероприятиях и редко соглашается на интервью. Жанна Болотова объясняет это тем, что она уже давно не в профессии и вряд ли сможет поддержать диалог о кино. «У меня не совпадают вкусы с современными зрителями. Я глуха к нынешнему кинематографу… Я не могу это смотреть», – признается актриса.
Ее муж-режиссер тоже уже более 20 лет не снимает новых работ. Оба признаются в том, что до сих пор остаются советскими людьми и так и не смогли примириться с новой эпохой. Так же, как в молодости Болотова выглядела героиней XIX в., так и сейчас чувствует себя человеком ушедшего столетия. «Такой счастливой, как была тогда, я больше не буду никогда. Я хочу жить только в той стране», – говорит актриса.