Женщины Баухауса, которые помогали стереть разницу «между прекрасным и сильным полом»
703
просмотров
В 1919 году, в смутное послевоенное время, архитектор и дизайнер Вальтер Гропиус взял на себя руководство Великокняжеской Саксонской академией изящных искусств и школой ремёсел в городе Веймар, Германия. Он сменил архитектора-бельгийца, предпочитавшего стиль модерн, Генри Ван де Вельде...

Гропиус хотел революционизировать методы обучения творчеству и ремёслам. В результате была создана школа Баухауса и благодаря пяти выдающимся женщинам, движение Баухауса оказало огромное влияние на разные виды современного творчества – от дизайна до архитектуры.

Здание Баухауса, вход (наши дни).

После открытия Баухауса Гропиус издал манифест. Наряду с объединением художественного искусства и ремёсел Вальтер хотел воспитать новое поколение людей для восстановления страны в послевоенное время. При первой немецкой демократии, Веймарской республике, женщины получили право голоса. Гропиус заявил в своём манифесте: «У нас не будет разницы между прекрасным и сильным полом», имея в виду, что мужчины и женщины должны рассматриваться как равные.

После открытия Баухауса Гропиус издал манифест. Наряду с объединением художественного искусства и ремёсел Вальтер хотел воспитать новое поколение людей для восстановления страны в послевоенное время. При первой немецкой демократии, Веймарской республике, женщины получили право голоса. Гропиус заявил в своём манифесте: «У нас не будет разницы между прекрасным и сильным полом», имея в виду, что мужчины и женщины должны рассматриваться как равные.

Групповой портрет мастеров Баухауса, 1926 год

Школа Баухауса открыто приветствовала женщин среди своих студентов. Ведущие учебные заведения, такие как Кембриджский или Оксфордский университеты, позволили женщинам учиться только несколько десятилетий спустя. На момент открытия более половины студенческого населения составляли женщины. Далекая от его идеалов, эта реальность вскоре стала проблемой в глазах Гропиуса. Более того, Вальтер опасался, что большое число учениц снизит престиж и финансирование школы. Он так тщательно создавал репутацию Баухауса, приглашая известных художников преподавать, что не был готов к тому, чтобы публика перестала воспринимать его всерьёз. Вальтер незаметно изменил стандарты приёма и повысил их для женщин. Студентки должны были быть лучше своих коллег-мужчин, чтобы попасть в Баухаус.

Театр был важной частью школьной программы - костюмы Баухауса в 1920-е годы.

Школа Баухауса Гропиуса, которая вскоре стала движением Баухауса, заложила основу современной архитектуры и дизайна и оказала длительное влияние на современных художников. Изучая роль женщин в Баухаусе, многие теперь могут понять истинную природу этого художественного движения.

1. Гунта Штёльцль

1. Гунта Штёльцль Гунта Штёльцль.

Адельгунде, также известная как Гунта Штёльцль, была студенткой художественного факультета в Мюнхене до Первой мировой войны, во время которой она служила медсестрой в Красном Кресте за линией фронта. После окончания войны Гунта увидела программу Баухауса на листовке. Это сразу же привлекло её внимание, так как она больше не была удовлетворена традиционным искусством, которому она следовала в Мюнхене. И в 1919 году девушка решила поступить в школу.

Коровы в пейзаже, Гунта Штёльцль, 1920 год.

Она приняла идеи Гропиуса построить новый мир, более человечный, после зверств войны. После окончания подготовительного класса Гунта поступила в ткацкую мастерскую под руководством Георга Мухе и Пауля Клее. Хотя манифест Баухауса утверждал, что женщины равны мужчинам, реальность была иной. Многие ранее выдвинутые идеи всё ещё глубоко укоренились в мужском и женском умах. Например, люди предполагали, что, в отличие от мужского мозга, женский не может воспринимать три измерения, только два. Они также считали, что женщины не обладают физической силой, необходимой для выполнения определённых работ, таких как работа по металлу. Мужчины якобы преуспевали в строительстве, в то время как женское творчество блистало в декоративных вещах. Исходя из этих предположений, студенток приглашали присоединиться к мастерским, которые, как считалось, лучше подходят для них. Например, к ткацкой мастерской.

Узловатый напольный ковёр, Гунта Штёльцль, 1923 год.

Гунта окончила Баухаус и вернулась в школу в качестве технического директора ткацкой мастерской. Несмотря на то, что её возглавлял Георг Мухе, который не имел никакого опыта в ткачестве и не уделял ему реального внимания, Штёльцль стала фактическим руководителем ткацкой мастерской. Она приложила максимум усилий, проделав огромную работу и объединив ткацкую мастерскую с промышленностью и промышленниками, тем самым сделав её основным источником дохода школы.

Ткацкие работы Гунты, 1923-1928 гг.

Тем не менее, Георг получил все похвалы за её усилия. Это должно было прекратиться. Протест Гунты и её учеников привёл к тому, что она сменила свою позицию на юнгмейстера (молодого мастера), управляющего всей мастерской. Это сделало её первой и единственной женщиной, занимающей ведущее место в Баухаусе. Тем не менее, её контракт по-прежнему имел другие условия, чем у её коллег-мужчин, и у неё была более низкая зарплата. Написав письма в городской совет, угрожая уволиться с работы, она наконец получила то, что хотела.

Образцы тканей Гунты, 1940 год.

Под руководством Гунты ткацкая мастерская превратилась из простой ремесленной мастерской в место текстильных инноваций, применения современных технологий и дизайна, а также работы рука об руку с промышленностью, что сделало её большим успехом движения Баухауса.

2. Анни Альберс

2. Анни Альберс Анни с мужем Йозефом.

Анни родилась Аннелизой Флейшман, а позже взяла фамилию мужа Альберс. Она начала своё художественное образование с уроков немецкого художника-импрессиониста Мартина Бранденбурга. В 1922 году она поступила в Баухаус и захотела присоединиться к стекольной мастерской. Тем не менее, после подготовительного класса Анни предложили присоединиться к ткачихам, и она неохотно изменила свои планы.

Ковёр Анни Альберс, 1959 год.

Постепенно она научилась ценить текстильное ремесло и извлекала из него максимум пользы. Даже если Гропиус включил текстиль в свою концепцию рабочих и жилых помещений, ткачество всё ещё считалось ремеслом более низкого уровня. Ткацкая мастерская Баухауса, подпитываемая талантом своих учеников, превратила эту низшую форму искусства в важный элемент современного дизайна. Текстиль, который они разработали, используя новые материалы, такие как искусственный шёлк и другие синтетические волокна, предназначался для украшения и улучшения архитектуры. Гобелены или ковры, созданные в ткацкой мастерской, не только хорошо смотрелись в современных интерьерах, но и улучшали звукоизоляцию помещений.

Авангардный текстиль Анни Альберс.

В школе Анни познакомилась со своим будущим мужем Йозефом (Джозеф) Альберсом. В то время как она создавала современные драпировки с геометрическими формами, Йозеф делал то же самое в стеклянном цехе. В 1933 году, после объявления нацистского режима в Германии, пара уехала в Америку. Американский архитектор Филип Джонсон пригласил их преподавать в недавно открывшемся учебном заведении Блэк-Маунтин в Северной Каролине. Под конец 1940-х годов они переехали в Коннектикут, поскольку муж Анни, Джозеф, стал новым главой отдела дизайна в Йельском университете. В 1949 году МОМА в Нью-Йорке организовала первую персональную выставку, посвящённую текстильному дизайну и Анни Альберс получила признание за свою работу.

3. Марианна Брандт

3. Марианна Брандт Слева направо: Автопортрет с лилиями Марианны Брандт, ок. 1925 года. \ Потолочный светильник Марианны Брандт, 1925 год.

В 1923 году Марианна Брандт (урождённая Либе) посетила Хаус-ам-Хорн, дом, спроектированный Георгом Мухе в Веймаре и являющийся частью выставки Баухауса в Веркшау. Белый кубический дом с плоской крышей был первой архитектурной эмблемой движения Баухауса, прекрасным примером функциональной эстетики. Этот дом глубоко вдохновил Марианну, которая решила присоединиться к школе.

В то время Марианна уже была опытным скульптором и художником, и у неё не было никакого интереса к ткачеству. Она стала первой женщиной, вступившей в металлическую мастерскую. Венгерский теоретик модернизма и дизайнер Ласло Мохоли-Надь, директор мастерской по металлу, считал Брандт одной из лучших среди своих учеников и поддержал её признание.

Слева направо: Чайник и заварочный чайник Марианны Брандт, ок. 1925-29 гг. \ Прикроватная настольная лампа Марианны Брандт, 1928 год.

Тем не менее, Марианне было трудно адаптироваться к семинару, в основном потому, что другие студенты, в основном мужчины, отвергли её. В скором времени она узнала от сокурсников, что ей дали самую нудную и повторяющуюся работу, чтобы заставить её бросить. Несмотря на этот негативный опыт, Марианна выстояла и осталась в мастерской.
Альберы входили в группу студентов и преподавателей, покинувших Баухаус перед Второй мировой войной. Они способствовали распространению влияния движения Баухауса по всему миру. Вальтер Гропиус, Альберы и многие другие учили поколения студентов, используя методы Баухауса.

Сервиз.

Марианна сначала стала помощницей Ласло, а затем сменила его на посту временного начальника металлического цеха. Когда школа Баухауса переехала из Веймара в Дессау, Гропиус спроектировал совершенно новое здание, тем самым запечатлев, так сказать, истинную личность Баухауса. Марианна Брандт создала большую часть светильников для новой школы. Большие стеклянные шары с хромированной фурнитурой были поразительно современны для того времени.

Она стала одной из ведущих фигур металлического цеха. Заведуя металлическим отделом Брандт вела переговоры о выгодных контрактах с местными производителями на производство серии светильников и других предметов как для промышленности, так и для домашней обстановки. Марианна создала несколько отличительных черт движения Баухаус, в том числе чайный сервиз из серебра и чёрного дерева и знаменитую лампу Kandem, которая и по сей день является массовым хитом продаж.

4. Люсия Мохой

4. Люсия Мохой Слева направо: Автопортрет Люсии Мохой, 1930 год. \ Внутренний вид студии Moholy-Nagys House, 1926 год.

Люсия Мохой (урожденная Шульц) сама по себе не была ни ученицей, ни учителем Баухауса. Сначала она была преподавателем языка и фотографом, а в 1921 году вышла замуж за Ласло Мохой-Надя. Люсия последовала за мужем, когда он присоединился к движению Баухауса.

Школа Баухаса, фоторабота Люсии Мохой, середина 1920-х годов.

Люсия устроила фотостудию и фотолабораторию в подвале дома, где они жили, рядом со школой. Она также преподавала фотографию студентам Баухауса, включая своего мужа. Все это делалось неофициально, и ей никогда не платили за работу. Она сделала много фотографий архитектуры Баухауса и повседневной студенческой жизни в кампусе. Благодаря ей и её ученикам до сих пор сохранилось много свидетельств этого высоко творческого периода, сильно пострадавшего при нацистской Германии.

Здание Баухауса, фоторабота Люсии Мохой.

К сожалению, большая часть работ Люсии была ошибочно приписана либо её мужу, либо Вальтеру Гропиусу. Когда Люсии пришлось покинуть Германию из-за того, что она была еврейкой, она не могла взять с собой негативы (коллекция из более чем полутысячи представляла собой единственную летопись дессауского периода). Гропиус заботился о фотографических негативах и в конце концов счёл их своей собственностью. Он обильно использовал фотографии для рекламы школы, даже во время ретроспективы Баухауса 1938 года в МоМА. Вальтер никогда не приписывал Мохой её работы в качестве фотографа Баухауса. Но с помощью адвоката Люсии удалось вернуть некоторые оригиналы в 1960-е годы.

5. Лилли Райх

5. Лилли Райх Слева направо: Автопортрет Лилли Райх. \ Барселонское кресло Людвига Мис Ван дер Роэ и Лилли Райх, 1929 год.

Сегодня она наиболее известна своими профессиональными отношениями со знаменитым архитектором Людвигом Мис Ван дер Роэ, который стал известен благодаря своему директорству в Баухасе. Активно занимаясь оформлением интерьера и текстилем, Лилли познакомилась с ним в 1920-х годах. Она работала под его крылом на выставке «the lodge», которую проводила ассоциация творческих лиц и промышленников «Deutscher Werkbund».

Проект Лилли Райх.

Лилли имела много успехов, работая дизайнером интерьеров вместе с Мис Ван дер Роэ. Она руководила несколькими проектами дизайна интерьера, такими как частные виллы и популярные выставки по всей Европе. Когда в 1930 году Мис Ван дер Роэ стал новым директором Баухауса, он пригласил Лилли присоединиться к нему. Райх возглавила ткацкий отдел после ухода Гунты. В 1933 году школу пришлось закрыть из-за прихода нацистов к власти в Германии. Райх и остальные сотрудники объявили о роспуске Баухауса.

В течение многих лет её творческая роль в дизайне интерьера была затенена новым директором. То же самое было и со многими другими женщинами движения этого места. Там получали знания более четырёхсот женщин, или около трети всех её учеников. Даже если им настоятельно советовали поступить в ткацкую мастерскую, женщины в конце концов поступали на все факультеты школы. Они работали не только ткачами, но и дизайнерами, фотографами, архитекторами и учителями.

Людвиг Мис ван дер Роэ и Лилли Райх, Кафе Samt & Seide, 1927 год.

Несмотря на то, что Гропиус и движение Баухауса не смогли установить абсолютное равенство между мужчинами и женщинами, они внесли значительный вклад в гендерную политику. Тогда женщины всё ещё считались только матерями или домохозяйками. В период, предшествовавший нацистской власти, немецкое общество становилось всё более консервативным. Впрочем, Баухаус позволил женщинам и мужчинам стать пионерами функциональной эстетики. Они могли учиться, экспериментировать и творить в самых разных областях. Это молодое поколение оказало огромное влияние на современное искусство и дизайн во всём мире.

А в продолжение темы, читайте также о семи женщинах-сюрреалистах, которые превзошли своих коллег мужчин, став достойными соперницами легендарной Фриды Кало.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится