Алла прима оптимально подходит для написания картин в динамичной и экспрессивной манере. В руках мастера она удивительным образом помогает раскрыть новые возможности традиционных живописных материалов: масляных или акварельных красок.
Плюсы и минусы алла примы
Алла прима, как и любая другая живописная техника, имеет определенные достоинства и недостатки. На них стоит обратить внимание не только начинающим, но и опытным художникам.
К плюсам техники можно отнести:
- Высокую, буквально на одном дыхании, скорость написания картины, которая позволяет живописцу запечатлеть на холсте состояние природы «здесь и сейчас».
- Возможность в кратчайшие сроки увидеть готовое произведение и получить удовольствие от его созерцания.
- Преодоление распространенных страхов художника (боязни начать или вовремя не закончить работу, внезапного разочарования и многочисленных сомнений в собственных силах в процессе написания произведения).
Минусы этой техники также заслуживают отдельного упоминания:
- Некоторая незавершенность картин, нередко раздражающая людей-перфекционистов.
- Сложность точной передачи на холсте или бумаге объема и формы, цветов и оттенков без наличия определенного практического опыта.
- Упрощенность композиции вследствие недостатка времени для тщательной прорисовки деталей.
Алла прима подходит не всем художникам, но попробовать свои силы в ней может любой начинающий живописец. Особенно тот, кто не боится экспериментировать и страстно желает добиться признания.
История алла примы
Алла прима известна в изобразительном искусстве с XVI века. Изначально ее применяли во вспомогательных целях: при написании портретных эскизов или пейзажных этюдов. Впоследствии живописец на основе имеющихся набросков в своей мастерской в течение длительного времени создавал законченное произведение. Но уже столетие спустя отношение к технике изменилось. Ее начали использовать в качестве основного способа написания картин многие выдающиеся мастера барокко, а затем и рококо.
В середине XIX века алла прима пережила подлинный расцвет благодаря, в первую очередь, Клоду Моне (Claude Monet). Один из основоположников импрессионизма сумел разглядеть огромные возможности этой техники для передачи на холсте мимолетных впечатлений автора. Классическим примером творчества Моне можно без сомнения назвать картину «Впечатление. Восход солнца», написанную великим мастером именно в такой манере.
В последующие годы живопись «по-сырому» была востребована в среде представителей других направлений искусства:
- постимпрессионизма;
- экспрессионизма;
- модернизма;
- авангарда.
И в наши дни многие живописцы создают свои произведения в этой оригинальной технике, а тысячи начинающих художников оттачивают с ее помощью свое профессиональное мастерство
Известные художники, работавшие в алла приме
К самым известным художникам, использующим алла приму, можно причислить следующих мастеров:
- Диего Веласкеса (Diego Velázquez) — знаменитого испанского мастера барокко, непревзойденного портретиста и придворного художника испанского короля.
- Франса Халса (Frans Hals) — гениального представителя Золотого века голландской живописи, автора многочисленных картин портретного жанра, написанных в контрастной цветовой гамме.
- Жана-Оноре Фрагонара (Jean-Honoré Fragonard) — французского живописца стиля рококо, автора красочных пасторалей, пейзажей и исторических картин.
- Томаса Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — английского мастера изобразительного искусства, создававшего свои многочисленные работы легкими мазками в предельно сжатые сроки.
- Клода Моне — гениального импрессиониста, вдохновившего сотни последователей своим творчеством, автора множества потрясающих пейзажей.
- Уинслоу Хомера (Winslow Homer) — основоположника реализма в американской живописи, выдающегося мариниста и мастера бытового жанра.