История появления альбомов
В отличие от дневников, закрытых от чужих глаз, альбомы создавались, чтобы быть показанными – друзьям и близким, тем, кому тоже будет предложено оставить запись. Альбомы заполнялись «чужой рукой», но при этом несли на себе отпечаток личности владельца – ведь именно он определял, кого включить в свой ближний круг и чье творчество сохранить на память.
Само слово «альбом» имеет древнеримские корни, а пришло в русский язык оно из французского языка. Те вещицы, что мы называем альбомами, существовали и в других европейских странах – в Германии они носили название «штамбух», в Англии – «кипсек». Они стали набирать популярность с XVII века – сначала у путешественников, которые скрепляли в книгу отдельные иллюстрации и записи, сделанные в походе. Позже альбомы стали делать студенты университетов: разъезжаясь, они оставляли друг другу записи на память, рисунки и просто автографы. Традицию переняли аристократические семейства, каждому гостю предлагалось расписаться в специальной книге и оставить там пару слов хозяевам дома.
Тогда это были массивные рукописные книги в кожаном переплете, с позолотой и бронзовыми застежками. На первой странице изображали герб семьи владельца этой рукописной книги – довольно продолжительное время ведение альбома было мужской прерогативой. Альбомы, принадлежащие женщинам, стали появляться лишь в девяностых годах XVIII века.
Может быть, как раз по этой причине спустя пару десятков лет общество захлестнула популярность альбомов, они играли исключительно важную роль на любом светском мероприятии.
Расцвет популярности альбомов
Альбомная культура переживала своей расцвет в период золотого века русской поэзии – когда творили и печатались А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, И.А. Крылов и другие гении, расширившие возможности русского языка и отечественного искусства. Альбомы стали покидать стены гостиных, сопровождая своих владельцев и владелиц на балы, в поездки и в дальние путешествия. На страницах появлялись переписанные стихи модных поэтов – в том числе и иностранных – например, Байрона, а часто – не переписанные, а сочиненные специально для альбома и начертанные рукой самого автора. Страницы часто украшали рисунки, акварельные наброски – ведь и художники тоже входили в круг общения хозяев альбомов.
Альбомы высшего света поэтому часто представляли собой настоящий сборник произведений искусства того времени, они включали в себя оригинальные сочинения и иллюстрации мастеров кисти и пера. Позже со страниц таких альбомов они перебирались в печатные издания и становились достоянием общественности, как это произошло, например, со множеством коротких стихотворений, мадригалов и эпиграмм Пушкина. Автор книги «Записки москвича», вышедшей в свет в 1828 году, П. Л. Яковлев писал: «Теперь редко найдете в них выписки из печатного или дурные рисунки цветов и домиков. В нынешних альбомах хотят иметь рисунки лучших артистов, почерк известных литераторов».
Многие альбомы, содержавшие автографы Пушкина и других известных поэтов, были утрачены, как принадлежавший Анне Керн и тот, что вела Екатерина Ушакова, к которой сватался поэт незадолго до помолвки с Н.Н. Гончаровой. Екатерина уничтожила альбом после своего замужества – слишком уж ревнивым оказался супруг. А вот альбом ее сестры Елизаветы сохранился, вместе со знаменитым Донжуанским списком Пушкина.
А вот такое альбомное послание Пушкин оставил Анне Керн - совершенно в духе времени:
Мне изюм
Нейдет на ум,
Цуккерброд
Не лезет в рот,
Пастила не хороша
Без тебя, моя душа.
Сочинить что-либо в хозяйский альбом – желательно в поэтической форме – было светской обязанностью гостя; и молодые люди, вращавшиеся в обществе, оттачивали навык написания стихов-экспромтов или же готовили их заранее. Выпускались даже печатные сборники, в которых можно было найти готовый вариант альбомных стихов – следовало лишь подставить нужное имя – имя владелицы. Провинциальные же дворяне не могли похвастаться таким количеством знакомств со знаменитостями, как столичные, и большую часть альбома занимали списанные с печатных изданий произведений, цитаты, перемежающиеся мадригалами хозяину или хозяйке.
А вот стихотворение М.Ю. Лермонтова в альбом Д. Ф. Ивановой - разумеется, написанное экспромтом:
Когда судьба тебя захочет обмануть
И мир печалить сердце станет —
Ты не забудь на этот лист взглянуть
И думай: тот, чья ныне страждет грудь,
Не опечалит, не обманет.
К двадцатым годам XIX века альбомы стали небольшими, изящными книжицами, их внешний вид был призван подчеркнуть тонкий вкус хозяина или хозяйки. Сафьяновый переплет с золотым тиснением, позолоченные накладки, сухие цветы – к оформлению альбома подходили серьезно. Существовали и некоторые неписаные правила его ведения. Первую страницу оставляли пустой – считалось, что открыть ее – к несчастью. В начале альбома записи делали родители и старшие члены семьи, обычно это были пожелания и напутствия владельцу или владелице альбома. Дальше страницы заполняли друзья и члены семьи, знакомые, те, кто становился объектом нежных чувств владельца и те, в ком он их вызывал сам.
Последнюю страницу, по традиции, оставляли для самых нежных строк. В самом низу располагались слова:
Кто любит тебя больше меня,
То пусть напишет ниже меня.
Эта салонная мода была всеобщей – кстати, и Онегин, по задумке Пушкина, вел свой альбом, и первоначальным замыслом поэта было включение его в текст романа.
Но для девочек, что взрослели и познавали мир, готовясь занять свое место в обществе, эти книжицы становились едва ли не главным советчиком, утешителем и развлечением, они демонстрировали статус их обладательницы – то, что во все времена оценивалось чрезвычайно высоко. А вдали от блестящего Петербурга провинциальные девушки довольствовались многочисленными записями подруг и списанными с романов цитатами. «Уездной барышни альбому» посвящены строки из Евгения Онегина, точно передающие сущность этой популярной в те годы традиции.
Альбомы в конце XIX века
Мода на альбомы к середине XIX века начала угасать, и постепенно они перемещались из светских салонов в ученическую среду – в женские гимназии и пансионы. Девочки выражали таким образом свои переживания, еще только формирующиеся представления о любви, потере, добре и благородстве. Альбомная лирика была целым направлением если не искусства, то во всяком случае стихотворчества. Не случайно первый сборник стихов Марины Цветаевой, вышедший в 1910 году, носил название «Вечерний альбом».
Обычно альбом гимназистки начинался советом матери – подчас довольно строгим. Согласно моде конца XIX века, страницы альбомов не обходились без крестов и кладбищенских сцен, а самым модным цитируемым поэтом был Надсон. Очень часто переписывались слова из популярных романсов. Соблюдали и неписаные правила относительно формы – страницы украшали виньетками, в качестве символов веры, надежды, любви рисовали крест, якорь, сердце; и даже с изобретением металлических перьев для письма в альбом все равно писали гусиными. Заполнялся альбом по-прежнему главным образом выражением любви и восхищения в отношении хозяйки.
Переписывались и модные тогда сочинения, ставшие уже фольклорными – первоначальный автор был забыт, а текст многократно изменен при распространении по девичьим тетрадям.
В понедельник я влюбился.
Весь-то вторник прострадал.
В среду я в любви открылся.
А в четверг решенья ждал.
В пятницу пришло решенье,
А в субботу разрешенье,
В воскресенье под венец
И любви моей конец.
А описание А.О. Смирновой-Россет, сделанное Пушкиным, дошло до нас благодаря его записи, сделанной в альбоме, и, несмотря на объемное эпистолярное наследие этой светской дамы, стихотворение "В тревоге пестрой и бесплодной..." дает, возможно, лучшую ее характеристику.