Эдвард Мунк: выпавший из контекста (ч.1)
926
просмотров
Они соединяются в отдельные сообщества и гроздья, тянутся друг к другу, понимая с полувзгляда и полужеста, мои любимые Ван Гог, Мунк, Гамсун, Достоевский, Кафка, Кьеркегор, Ницше…
Эдвард Мунк автопортрет

Есть люди, которые выпадают из контекста времени, не столько опережая его, сколько становясь вообще вне времени, попадая сразу в вечность.  Через время и расстояния они узнают себя друг в друге, питаясь друг от друга и продолжая друг друга.

Эдвард Мунк - один из них. Эдвард родился в 1863 году, 12 декабря. В 2013 году будет отмечаться 150-летие со дня рождения Мунка. Норвегия, а вместе с ней и весь культурный мир, уже начали готовиться к этому событию.

Отдадим дань памяти гениальному художнику и мы. Мунк сумел, как немногие художники, выразить чувства, знакомые каждому человеку, но которые люди либо стесняются, либо опасаются показывать и выражать, считая неприличным проявлять их, боясь сойти за сумасшедшего.

Запад, чопорно-пуританский запад, особенно. И первая же значительная картина Мунка «Больная девочка», с которой начался художник, вызвала шквал критики: в депрессивности, упадничестве и декадентстве, потому что выражала запретное: боль, страдание, муку и отчаяние человека. Уже в 29 лет появилась его самая знаменитая картина – «Крик», купленная в 2012 г. почти за 120 млн долларов чуть ли не нашим Абрамовичем.

«Крик»

Мунк состоялся уже к тридцати годам. Но еще полвека он творил и создавал  один за другим шедевры: "Ревность", "Тревога", "Меланхолия", "Отчаяние", "Голгофа", "Мадонна", "Вампир", "Солнце", "Лунный свет", "Танец жизни" и т.д.. Насколько же сильна была боль, чтобы так творить!!!

Чувства печали, смерти и одиночества сопровождали художника всю жизнь, он желал только одного: освободиться от мучившего  его  ужаса и кошмара, депрессии и одиночества. Он писал, чтобы не сойти с ума окончательно...

Найденная манера письма вкупе с собственным опытом переживания этих чувств, стали основными, дав начало новому направлению в искусстве - экспрессионизму. Он ни с кем не боролся, ни на кого не хотел походить, он только избавлялся от собственного ада…

Мальчик рос физически очень слабым, болезненным и, как часто бывает, очень чутким и чувствительным. Родители были людьми очень разными. Отец – военный врач, очень жесткий и набожный, страдавший психическим расстройством.

Мать на двадцать лет младше мужа, очень болезненная, окончательно надорвавшаяся в бесконечной беременности и ежегодном рождении ребенка (аборты по религиозным мотивам запрещались). Родители прожили вместе шесть лет, после которых в семье осталось пятеро детей.

Смерть матери, когда мальчику было всего пять лет, не была в семье последней. Болезнь матери передалась старшей дочери, которая тоже умерла от туберкулеза, умерла совсем юной - в пятнадцать лет. Агония сестры проходила на глазах мальчика. Болезненность передалась и ему.

Но еще страшнее был нрав отца: очень набожный и религиозный, он старался воспитывать детей в строгих пуританских обычаях, травмируя и насилуя детскую психику. Он постоянно попрекал детей, при их малейшей провинности, грехами, на которые, как он пугал, мать смотрит, молча порицая.

Он внушал детям страх, сделав его постоянным спутником детства, а потом  юности и зрелости. Это может понять только тот, кто прошел через ужасы этого страха, внушенного «благочестивыми» родителями.

Не зря Эдвард, как только стал самостоятельным, навсегда отказался от религии, воспринимая ее только как рабство. Отец был очень не сдержан, гневлив, находясь во время вспышек на грани психического безумия. В такой атмосфере и от дурной наследственности сошла с ума  сестра Эдварда.

Смерть и ужас навсегда вошли в душу ребенка, а с годами Мунк сам стал страдать психическими расстройствами, маниакально-депрессивным психозом, потерей памяти, усугублявшимися алкоголизмом и наркотиками. В такой тяжелой атмосфере смерти, болезни, тоски, одиночества и безумия формировался мальчик.

Это предопределило не только жизнь, но и все творчество Мунка, сумевшего, однако, преодолеть путь героев своих картин: сумасшествие, алкоголизм, наркотики, одиночество, страх, ревность и суицид. Но кто знает, не будь этого безумия, состоялся ли гений Мунка?

Счастье… Мы часто рассуждаем о счастье. Но вот вопрос: счастье или несчастье рождает такие великие полотна, как «Крик» или «Подсолнухи»? Выразить свой талант – это счастье или несчастье? Но это так, к слову. Мунк хотел говорить о самом главном в человеке, о живом человеке, о живых чувствах. Ему это удалось.

Продолжение: Эдвард Мунк: поэма жизни (ч.2)

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится