Живопись в кино: какие картины художников стали знаковыми для режиссеров?
0
895
просмотров
Не возникает ли у вас при первом просмотре какой-то киноленты ощущение дежавю: я уже это видел, только где и когда? Такое происходит, если зритель видит в кадре отсылку к знакомой ему картине известного художника. В конечном итоге камеры и кисти служат одной и той же цели: отображать реальность, подобную нашей, или ту, которую мы иначе не смогли бы увидеть.

Интересно посмотреть на сочетание этих двух жанров на примере 10 полотен, выбранных кинорежиссерами для своих произведений. Узнаете их?

1. «Приключения барона Мюнхгаузена» Терри Гиллиама и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли

1. «Приключения барона Мюнхгаузена» Терри Гиллиама и «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли Слева картина Боттичелли «Рождение Венеры», справа кадр из фильма «Приключения барона Мюнхгаузена»

Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1484−1485) вдохновила многих мастеров массовой культуры. Пожалуй, самой известной киноинтерпретацией можно считать «Приключения барона Мюнхгаузена» Терри Гиллиама (1988), режиссера, известного нам по фильмам «Король-рыбак», «Братья Гримм», «12 обезьян». Он буквально перенес на экран созданный Боттичелли образ — огромную раковину, из которой выходит прекрасная Венера-Роза, очаровательная Ума Турман.

В 1990 году фильм получил четыре номинации на «Оскар», в том числе за художественное оформление, грим и визуальные эффекты.

2. «Крик» Уэса Крейвена и «Крик» Эдварда Мунка

2. «Крик» Уэса Крейвена и «Крик» Эдварда Мунка Слева маска из фильма Крэйвена «Крик-4», справа картина Мунка «Крик»

Знаменитая франшиза ужасов Уэса Крэйвена черпает вдохновение в творчестве Эдварда Мунка, норвежского экспрессиониста и любимого художника режиссера. Интересно, что и художник, и его поклонник Крэйвен создали целую серию произведений, объединенных одним названием и общим духом.

Одна из пугающе-притягательных картин Мунка из цикла «Крик», созданного художником между 1893 и 1910 годами, стала главным образом одноименного фильма, снятого в 2000 году. На картине изображено странное, бесполое существо, лицо которого излучает хаос и страх, усиленные тревожными тонами произведения.

Крэйвен воплотил эту хаотичную, пугающую энергию картины через культовую маску Призрачное лицо (Ghostface) в серии «Крик-4». Точного названия костюм маньяка в русском языке не имеет, так как персонажи трилогии называют злодея просто убийцей в маске. Герои фильма в официальном студийном дубляже называют маньяка просто Маска. Хотя носят маску в фильме самые разные люди, их всех объединяет навязчивое желание — убить одну и ту же девушку, Сидни Прескотт.

3. «Остров Проклятых» Мартина Скорсезе и «Поцелуй» Густава Климта

3. «Остров Проклятых» Мартина Скорсезе и «Поцелуй» Густава Климта Слева сцена из фильма «Остров Проклятых», сперва фрагмент картины «Поцелуй»

Известная картина австрийского художника Густава Климта «Поцелуй» (1908−1909) отражает период его отношений с Эмили Флёге. Это произведение искусства специалисты считают символом вожделения и романтической любви; контраст же между обыденным фоном и богато украшенными фигурами влюбленных подчеркивает их важность друг для друга.

Мартин Скорсезе в своем психологическом триллере «Остров проклятых» (2010) делает отсылку к знаковой картине. Сцена, в которой Тедди Дэниелс (Леонардо ДиКаприо) обнимает силуэт своей погибшей в пожаре жены Долорес (Мишель Уильямс), представляет собой блестящую кинематографическую аналогию известному полотну.

Приглушенные золотисто-зеленые тона комнаты, в которой оказались герои, их страстные жесты и насыщенный цветочный узор на платье Долорес в сцене такие же, как тона картины и наряд Эмили Флёге. И на картине, и на большом экране в обреченном объятии любящих чувствуется одновременно страсть и отчаяние.

4. «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино и «Мальчик в голубом» Томаса Гейнсборо

4. «Джанго освобожденный» Квентина Тарантино и «Мальчик в голубом» Томаса Гейнсборо Слева кадр из фильма «Джанго освобожденный», справа портрет «Мальчик в голубом»

Блокбастер Квентина Тарантино «Джанго освобожденный» (2014) был удостоен множества различных наград и номинаций, в том числе пяти номинаций на премию «Оскар». Тарантино сказал в одном из интервью, что хотел бы исследовать что-то такое, что ещё никем толково не исследовалось, причем сделать это в неожиданном жанре.

 — Я хочу сделать фильм про ужасные страницы истории Америки, связанные с рабством, причём хочу сделать это в жанре спагетти-вестерна. Я попытаюсь иметь дело с тем, с чем Америка ещё не имела дела, потому что она стыдится этого, и другие об этом не говорят, так как считают, что не имеют на это право.

Шэрен Дэвис, художник по костюмам, рассказывала, что Тарантино очень подробно прописал в сценарии, как должна выглядеть одежда героев. Самым сложным оказалось придумать костюм Джанго: по идее режиссера, нужно было соединить образ Америки перед Гражданской войной со стилистикой американских вестернов.

По сюжету бывшему рабу предоставили полную свободу в выборе одежды. Дэвис собрала для Тарантино альбом со множеством костюмных портретов, среди которых была репро­дукция картины Томаса Гейнсборо «Мальчик в голубом» (1770). Тарантино так понравился костюм на картине, что он попросил воссоздать его: это не просто голубой наряд, а костюм человека из высших слоев общества, который лучше всего символизирует в фильме изменение общественного положения Джанго.

5. «Сияние» Стэнли Кубрика и фотография «Идентичные близнецы» Дайан Арбус

5. «Сияние» Стэнли Кубрика и фотография «Идентичные близнецы» Дайан Арбус Слева кадр из фильма «Сияние», справа фотография близнецов Кэтлин и Коллин Уэйд (автор Дайан Арбус)

Режиссера может вдохновить на необычный кадр не только живопись, но и фотография, если она является произведением искусства. Классический фильм ужасов Стэнли Кубрика «Сияние» (1980), снятый по роману Стивена Кинга, известен своими кадрами с внушающими непонятный страх однояйцевыми близнецами. Девочки, обитающие в отеле, который охраняет главный герой, пугают и его, и публику своим жутким подобием. Со временем этот образ стал символическим клише жанра.

Фотограф Дайан Арбус известна своими фотографиями людей, которых остальные считают странными или необычными. Одним из таких примеров является культовая черно-белая фотография семилетних близнецов Кэтлин и Коллин Уэйд, сделанная в 1967 году. Кубрик восхищался фотографиями Дайан и в своей картине «Сияние» решил использовать ее самую известную работу.

Прежде чем перейти к следующей пятерке, предлагаю читателю вспомнить свои ассоциации в кинематографе. Возможно, он найдет их во второй части статьи, но вполне может быть, что любитель кино и живописи станет первооткрывателем еще одной киноцитаты.

6. Стэнли Кубрик «Заводной апельсин» и Винсент Ван Гог «Прогулка заключенных»

6. Стэнли Кубрик «Заводной апельсин» и Винсент Ван Гог «Прогулка заключенных» Слева «Прогулка заключенных» Винсента Ван Гога, справа кадр из фильма «Заводной апельсин» Кубрика

Режиссеру Стэнли Кубрику принадлежит еще одна завораживающая киноцитата. Фильм «Заводной апельсин», снятый в 1971 году, основан на одноименном романе Энтони Берджесса и рассказывает о молодом преступнике, получающем удовольствие от актов сверхжестокого насилия.

После очередного нападения на человека главный герой Алекс попадает в тюрьму, где сам подвергается бесчеловечному эксперименту, направленному на лечение его агрессивных импульсов. В одной сцене заключенных выводят на прогулку и постоянно водят по кругу.

Атмосфера клаустрофобии, создаваемая узкими высокими стенами, явно навеяна картиной Винсента Ван Гога «Прогулка заключенных» (1890). Интересен факт, что Ван Гог, в свою очередь, «позаимствовал» сюжет у Гюстава Доре, точнее его гравюры «Острог» (1872). На гравюре и на картине изображен шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад арестованных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

В своей картине «Прогулка заключенных» Ван Гог не случайно решил представить себя в роли одного из узников, ведь ему пришлось жить в поселении для душевнобольных и быть изолированным от общества.

7. Жан-Люк Годар «Страсть» и Доминик Энгр «Маленькая купальщица»

7. Жан-Люк Годар «Страсть» и Доминик Энгр «Маленькая купальщица» Слева картина «Маленькая купальщица» Доминика Энгра, справа кадр из фильма «Страсть» Годара

Жан-Люк Годар в своем фильме «Страсть» (1982) делает отсылку к картине Доминика Энгра «Маленькая купальщица», написанной для интерьера гарема (1828). Годар известен своим уникальным изображением обнаженного женского тела (фильмы «Презрение», «Жить своей жизнью», «Спасайcя, кто может», «Имя Кармен») и любовью к отсылкам и цитатам.

В кадре из «Страсти» на переднем плане зритель видит сидящую спиной к нему обнажённую женщину в тюрбане, держащую красную простыню. Атмосфера и экспозиция кинокадра соответствуют картине, на которую он ссылается. В хаммаме перед нами отдыхают несколько обнаженных женщин, их позы очень похожи на изображенных на картине Энгра купальщиц. Причем для усиления сходства с оригиналом, кроме главной «героини», Годар вписал на заднем плане купающуюся в бассейне девушку и молодую женщину в синем тюрбане.

8. София Коппола «Мария-Антуанетта» и Жак-Луи Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернар»

8. София Коппола «Мария-Антуанетта» и Жак-Луи Давид «Наполеон на перевале Сен-Бернар» Слева картина «Наполеон на перевале Сен-Бернар» Давида, справа кадр из фильма «Мария-Антуанетта» Софии Копполы

Фильм Софии Копполы «Мария-Антуанетта» (2006) получил столько отрицательных отзывов за искажение исторических фактов в пользу роскошных костюмов героев, что за одно это его стоит посмотреть и оценить самому.

В сцене сна Марии-Антуанетты королева воображает графа де Ферсена на поле битвы — это прямая отсылка к работе Жака-Луи Давида «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1800). Кстати, эту помпезную картину часто путают с более реалистичным полотном Поля Делароша «Переход Наполеона через Альпы» (1848).

Кадр со вздыбленным конем с героем-всадником, возлюбленным королевы, красный плащ на герое и его пристальный взгляд в объектив — явная аналогия с полотном французского художника.

9. Ларс фон Триер «Меланхолия» и Джон Эверетт Милле «Офелия»

9. Ларс фон Триер «Меланхолия» и Джон Эверетт Милле «Офелия» Слева картина «Офелия Милле», справа кадр из фильма «Меланхолия» фон Триера

Фильм Ларса фон Триера «Меланхолия» (2011) был показан во время основной конкурсной программы Каннского кинофестиваля и сразу привлек внимание критиков и зрителей.

Несмотря на трагичную атмосферу, а иногда и томительную для зрителя медлительность, «Меланхолия» — прекрасный фильм со сказочным сюжетом. Он изобилует визуальными метафорами, самая известная из которых изображена на постере фильма. На нем мы видим погруженную в глубокую печаль главную героиню Джастин в подвенечном платье в окружении лилий. Этот кадр определяет фильм и характерен для эпохи романтизма, периода, когда художники любили использовать тему депрессии и уныния.

Идея фильма пришла к Триеру во время сеанса у психотерапевта, когда сам режиссёр находился в глубокой депрессии. Сценой с Джастин режиссер отсылает нас к работе художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле, изобразившего несчастную шекспировскую Офелию (1851−1852). На картине Милле окруженная лилиями Офелия погружена в воду и мирно проплывает меж кустов и водорослей. Само это мертвое спокойствие порождает мрачную и гнетущую атмосферу.

Интересен тот факт, что изображая на полотне свою «Офелию» в течение года, художник заставлял натурщицу Элизабет Сиддал по несколько часов позировать ему в наполненной водой ванне. Холодную воду (дело происходило зимой) художник подогревал при помощи ламп, но Элизабет после сеансов тяжело заболела. Милле пришлось по требованию её отца оплатить дорогостоящее лечение.

10. Пол Андерсон «Врождённый порок» и Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

10. Пол Андерсон «Врождённый порок» и Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» Вверху «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, внизу сцена из фильма «Врождённый порок» Пола Андерсона

Кто только не брал в основу шедевр Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»! В частности, американский сценарист и режиссёр Пол Андерсон, который снял комедийно-детективный фильм «Врождённый порок» (2014) по одноименному роману Томаса Пинчона. Фильм, как и многие другие фильмы молодого режиссера, явно относится к категории психоделический нуар. Но даже те, кто равнодушны к этому направлению, не могут не отметить интересные кадры и отсылки к знаменитым произведениям искусства в этом фильме.

Так, на вечеринке рок-стоунеров, едящих пиццу, можно узнать музыкантов калифорнийской группы The Growlers, а композиция кадра является полной аналогией репродукции Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Конечно, поклонники да Винчи и классического стиля готовы растерзать кинорежиссера, покушающегося на святыню, но Пол Андерсон далеко не единственный в своих отсылках к работам великого мастера.

Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками, многократно цитируется в кино. Вот только некоторые киноотсылки на известную картину: «Виридиана» (1961) Луиса Бунюэля, «Военно-полевой госпиталь М.Э.Ш.» (1969) Роберта Олтмена, экранизированный мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда» (1973) канадского режиссёра Нормана Джуисона, популярнейший телесериал «Доктор Хаус» (2004−2012), и даже анимационный незаконченный сериал «Симпсоны» (первая серия вышла на экран в 1989 г.).

Согласитесь, поверить в случайные совпадения довольно трудно. Некоторые киноцитаты, приведенные здесь, взяты из подборок малоизвестного режиссера Вугара Эфенди Film Meets Art (в 2016 году Вугар выпустил три ролика о связи живописи и кинематографа). В частности, один из них посвящен совпадениям в работах Тарковского и Кубрика. Так что любителям разгадывать загадки, зашифрованные в кинокадрах, предоставляется широкое поле для личного исследования.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится