Planet, Марк Куинн. Сингапур, 2008
Рождение нового человека — как рождение целого мира. По словам художника, «Планета» — это парадокс: тяжелая, но кажется невесомой, огромная, но создает ощущение уязвимости. Это отражение и нас самих, и земли, на которой мы живем. Параметры бронзового младенца, будто парящего в воздухе, — семь тонн и десять метров в длину. Британец Марк Куинн был вдохновлен появлением на свет собственного ребенка, так что для художника это очень личная работа. А для сингапурцев — символ рождения страны будущего.
Suspended, Менаше Кадишман. США, Маунтинвилль, 1977
Как соединены и за счет чего держатся эти массивные стальные блоки, покрытые ржавчиной, непостижимо даже при ближайшем рассмотрении. Поддерживающие опоры отсутствуют. Динамика и напряжение. Зритель в замешательстве. «Подвешенный» израильтянина Менаше Кадишмана вот уже 40 лет бросает вызов гравитации в артцентре Storm King, огромном парке современных скульптур в часе езды от Манхэттена.
Lucky Country, Нортон Флавел. Австралия, Перт, 2015
Произведение «Везучая страна» было представлено на ежегодной выставке «Скульптуры у моря» на пляже Коттесло. За шесть лет до того, как посадить на цепь стальной надувной шар, автор создал компанию Blastform, разрабатывающую методы формирования металла при помощи взрывчатых веществ и давления воды. После выставки мэрия приобрела «везучий» арт-объект для городской публичной коллекции скульптур.
Dla Pablo, Ежи Кендзёра. Польша, Краков, 2014
«Девочка на шаре» Пикассо обрела «сестру» в образе девочки на обруче. Поляк Кендзёра прославился созданием фигур гимнастов, балансирующих на проводах с однойдвумя точками опоры. Серия «Между водой и небом» из девяти таких акробатов украсила пешеходный мост Отца Бернатека через Вислу.
Elephant, Даниель Фирман. Франция, Фонтенбло, 2008
Слон в натуральную величину стоит на кончике хобота; слон висит в воздухе, касаясь хоботом стены; слон подвешен к потолку... Слоны, как самые тяжелые сухопутные животные, согласно Фирману, мечтают об отсутствии гравитации. Явление, при котором понятия верха и низа, горизонтального и вертикального сбрасываются со счета, художник называет «гравитационным возмущением». Впервые слон по имени Вюрса был представлен во дворце Фонтенбло.
Porsche, Джерри Джуда. Германия, Штутгарт, 2015
Три автомобиля модели Porsche 911 взмывают ввысь перед музеем бренда в Штутгарте. Настоящие спорткары снабжены внутренними стальными балками, которые крепятся к 25-метровым опорам. Автор, британец индийского происхождения, регулярно создает инсталляции для Фестиваля скорости в Гудвуде (Великобритания).
Dromeas, Костас Вароцос. Греция, Афины, 1994
12-метровый «Бегун», сложенный из осколков листового стекла, ежегодно вдохновляет марафонцев на длинный забег, напоминая им одновременно и Фидиппида, принесшего афинянам весть о победе в битве под Марафоном, и первого олимпийского чемпиона-марафонца Спиридона Луиса.
«Али и Нино», Тамара Квеситадзе. Грузия, Батуми, 2007
Каждые 10 минут семиметровые железные мужчина и женщина, романтично подсвеченные по вечерам, движутся навстречу друг другу, сливаются в поцелуе и, просочившись один сквозь другого, расходятся. На эту работу скульптора вдохновила написанная в 1937 году книга Курбана Саида «Али и Нино» об азербайджанце и грузинке, любовь которых сметает культурные и религиозные границы.