Слово «Анаморфоз» образовано из двух греческих корней: «ana» (снова) и «morphe» (форма). Получается, что анаморфные объекты «снова обретают форму». Данное искусство напрямую связано со зрительными иллюзиями и оптическими фокусами. Впрочем, ничего необъяснимого художники не создают – математическое обоснование этому явлению было дано учеными в XVII веке. Однако использовать его люди начали еще в глубокой древности. Например, в известном состязании скульпторов знаменитый Фидий представил статую Афины, выглядевшую как гротеск – искаженные пропорции делали ее просто уродливой. Народ едва не побил художника камнями за богохульство. Соперник Фидия Алкмен, создавший идеально правильную скульптуру, был уверен в победе. Однако после того, как обе статуи водрузили на полагающиеся им места на высоком пьедестале, победа Фидия стала очевидной. Благодаря оптическим эффектам его Афина с нужной точки зрения стала идеальной.
В эпоху Ренессанса художники стали использовать оптические иллюзии для настоящих фокусов с изображениями. Тут, конечно, не обошлось без Леонардо да Винчи. Его знаменитый растянутый глаз стал одним из первых анаморфных произведений.
Наиболее известным произведением того периода, включающее в себя элемент такой «обманки» являются «Послы» Ганса Гольдбейна младшего.
Странный вытянутый объект под ногами послов – это череп, который обретает форму, если посмотреть на него с определенных точек – справа сверху или снизу слева. Этот символ бренности всего живого придал картине дополнительную загадочность – о ее символизме и массе скрытых смыслов написана уже не одна научная работа, хотя есть и более «земное» объяснение такого оригинального художественного хода. Исследователи считают, что картина предназначалась для украшения лестничного пролета. Поднимаясь по ступеням, человек должен был в полной мере насладиться появлением призрачного изображения.
В XVII веке оптические иллюзии стали использовать в практических целях. Так, например, при построении Церкви святого Игнацио в Риме братьям-иезуитам удалось существенно сэкономить. Строение было возведено без купола, а необходимый объемный эффект был достигнут при росписи потолка. Художник Андреа Поццо смог создать настоящую иллюзию объема. Это удалось благодаря анаморфным искажениям. Правда, эффект идеален только в одной точке.
Именно к этому времени становится популярной оптическая игрушка, так восхищающая и современных зрителей – анаморфоскоп. Этот отражающий цилиндр собирает изображение и показывает его в виде отражения, являя, таким образом, идеальную дословную трактовку старинного термина.
В XX веке художники стали более масштабно подходить к анаморфному искусству. Американский фотограф Артур Моле в 1919 году стал автором уникального проекта. С помощью солдат-резервистов он собрал огромное изображение статуи Свободы. Гигантская фигура на самом деле сильно искажена. Хорошо смотрится она только из осмотровой башни. Всего в этом странном проекте было использовано 18 тысяч человек. Интересно, что 12 тысяч из них создают пламя факела, а 6 тысяч - все остальное, так иллюстрируется принцип анаморфного искажения в числах.
Прекрасным примером использования анаморфоза стал фильм «Властелин колец». Благодаря принудительной перспективе и оптическим эффектам фигуру Гэндальфа удалось зрительно увеличить относительно хоббитов без дополнительных спецэффектов.
В 2016 году загадочный уличный художник и фотограф JR удивил весь мир, спрятав пирамиду у Лувра. В результате зрители смогли наслаждаться видом исторического здания дворца в том виде, как оно выглядело в XVII веке. Иллюзия была создана с помощью листков бумаги, закрепленных на поверхности пирамиды.
Современные художники успешно поражают воображение зрителя оптическими фокусами, придуманными еще 300 лет назад.