Сказка или истина?
Обратившись в прошлое, к тем временам, к которым восходят многие флаги старых европейских государств, мы с сожалением признаём, что Древняя Русь оказалась не затронута западноевропейским искусством геральдики. Нам ничего не известно об использовании гербов русскими князьями, нет никаких данных, под какими знамёнами выходили в бой русские полки, не сохранилось гербовых книг знатных родов. Поэтому любые апелляции к древности относятся больше к разряду сказок, нежели истины.
Казалось бы, у нас есть огромный исторический источник — множество старинных миниатюр в иллюстрированных рукописных книгах. Но труд исследователя будет напрасным. Как пишет об изображениях на миниатюрах крупнейший историк, изучавший средневековую символику, Надежда Соболева: «Однотипны стяги русских и их врагов — половцев, печенегов».
Знамёна рисовали как придётся, а их цвет авторы миниатюр выбирали, скорее исходя из общей гаммы иллюстрации, чем в попытке точно передать реальный княжеский стяг.
Чёрное знамя князей Московских
Первое документальное свидетельство о княжеском знамени относится к событиям похода князя Игоря Новгород-Северского на половцев в 1185 году. Неизвестный автор «Слова о полку Игореве», рассказывая о княжеском войске, упоминает, что над ним развевалась белая хоругвь. Вероятно, это было главное княжеское знамя — скорее всего, с вышитой на нём иконой.
Впрочем, вполне возможно, что такое описание — всего лишь поэтическая аллегория.
В 1380 году в битве на Куликовом поле князь Московский Дмитрий »…увидев свои полки достойно устроенными, сошёл с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка чёрным знаменем, на котором вышит образ владыки господа нашего Иисуса Христа». К сожалению, источник, из которого мы узнали о знамени, имеет более позднее происхождение и относится к XV столетию. Однако «Сказание о Мамаевом побоище» даёт самое старое свидетельство о флаге эпохи Московской Руси.
Царский флаг: белый с золотом
Уже более точно известно изображение на знамени царя Ивана IV, под которым он в 1552 году ходил войной на Казанское ханство. Что же мы видим? Золотое поле с изображением Спаса, окружённое малиновой каймой. А вот дальше началась настоящая неразбериха.
Стрельцы получали знамёна, отличающиеся настоящим буйством красок: оранжевые, брусничные, жёлтые, зелёные, голубые… Выявить какую-то символическую систему в знамёнах стрелецких полков невозможно. Различные сохранившиеся флаги могут быть синими, как знамя, приписывающееся Ермаку, под которым он предположительно завоевал Сибирь, — или же малиновыми, как знамя ополчения Минина и Пожарского. Знамя Ивана IV в 1560 году было сине-бело-зелёным.
Весь этот хаос продолжался и при первых Романовых.
Попытка навести порядок произошла при царе Алексее. Тогда вместе с полками иноземного строя было определено, что главное «полковничье» знамя будет белого цвета, с изображением двуглавого орла. Ротные знамёна были самых разнообразных цветов.
Белым же было гербовое знамя 1666 года царя Алексея Михайловича, сохранилось даже его подробное описание. Австрийский дипломат Иоганн Корб в 1698 году сообщил о «царском знамени» белого цвета с золотым двуглавым орлом.
В Оружейной палате Московского кремля сохранилось изображение апофеоза Полтавской битвы, написанное сразу после баталии. На нём изображена символическая картина — шведский лев склоняется перед русским знаменем белого цвета с золотым орлом.
Голландский след
Наконец, последний источник — флаг корабля «Орёл» 1668 года. Сохранилось документальное свидетельство, что на его изготовление выделили ткань белого, синего и красного цветов. Однако изображение знамени не сохранилось, и все попытки его реконструкции являются в большей или меньшей степени фантастическими.
Но откуда же появились эти цвета? Здесь нет никаких сомнений. Автором дизайна корабельного флага был капитан «Орла» голландец Бутлер. А он, разумеется, взял за образец голландский морской флаг.
В 1705 году в Амстердаме вышла «Книга о флагах» Карла Алярда, в которой одним из вариантов русского флага показано квадратное полотнище с синим крестом, разделяющим белые и красные четверти. Флаг «Орла» часто изображают именно таким, но эта реконструкция не имеет никакого основания.
Здесь важно вспомнить о распространённой ошибке, которую допускают те, кто говорит, что голландское заимствование невозможно, потому что якобы флаг государства Соединённых провинций той эпохи был оранжево-бело-синим. Но это — заблуждение.
Действительно, голландцы использовали и флаг с оранжевой полосой, но вариант с красной полосой никогда не выходил из употребления.
Эпоха Петра
При Петре I в знамённых делах навели определённый порядок. Россия активно продвигалась на мировую арену, а приходить в Европу, имея довольно смутную государственную символику, было решительно невозможно — ведь это вопрос престижа державы. Началось всё, конечно же, с флота — любимого детища Петра.
В 1693 году, оказавшись в Архангельске, Пётр приказал изготовить и поднять на своей яхте бело-сине-красный флаг с золотым двуглавым орлом.
Связь первого петровского морского флага с белым царским знаменем очевидна. Но можно предположить, что бело-сине-красная цветовая гамма по мысли царя должна была достаться военному флоту.
В дальнейшем концепция изменилась. Военные корабли подняли Андреевский флаг, а бело-сине-красный (без орла) достался коммерческому флоту.
На суше морские увлечения сказывались меньше. Здесь всё было традиционно, и в 1700 году армейские полки получили белые знамёна с двуглавым орлом. У гвардейцев тоже были белые полковые знамёна — однако ротные знамёна Преображенского полка отличались чёрным цветом, воскрешая воспоминания о знамени великих князей Московских.
Русская кокарда
В 1724 году Пётр I принял чрезвычайно важное решение, значение которого в наши дни недооценивается. Перед коронацией своей супруги Екатерины он установил цвет «российского полевого знака» — первой кокарды. Это был белый бант. Таким образом император недвусмысленно сообщил всему миру, что считает именно белый главным геральдическим цветом Российской империи.
Полное соответствие с традициями предков — вспомним про белое «царское знамя».
Сначала белую кокарду носили только кавалергарды, но уже при императрице Анне — вся армия.
Весь XVIII век русское войско сражалось под знаком белой кокарды. Павел I, в числе прочих мероприятий по наведению порядка в стране, решил поменять кокарду, придав ей цвета государственного герба. Так русская кокарда стала чёрно-жёлтой — кстати, повторяя цвета (но не их расположение) военного ордена Святого Георгия.
При Александре I в 1815 году в кокарду вернулся белый цвет, и с тех пор она оставалась неизменной.
В 1742 году к коронации императрицы Елизаветы была изготовлена новая государственная регалия — гербовое знамя Российской империи. Это было жёлтое полотнище с чёрным двуглавым орлом и изображением гербов земель, использующихся в императорском титуле. В дальнейшем гербовое знамя использовалось на всех коронациях, а начиная с Александра II изготавливалось заново для каждого нового императора. Павел установил дворцовый императорский штандарт, поднимавшийся над той резиденцией, где находился глава государства: белый флаг с чёрным двуглавым орлом.
Русский полевой знак с момента своего появления был белым, и только затем к нему добавились чёрный и золотой цвета. Эти цвета сохранились на русской кокарде до 1917 года.
Первый государственный флаг
Девятнадцатое столетие во всей Европе стало эпохой национального подъёма. «Третье сословие» поднимало национальные флаги как символ единства всего народа, неразделённого на аристократию, священство и простолюдинов. Постепенно роль национальных флагов становилась всё большей и большей. К середине XIX века государство едва ли могло существовать без национального флага — которого, отмечу, у иных стран до этого времени не было вовсе. Многие вполне обходились гербовыми штандартами и военными знамёнами.
Вопрос, какой флаг поднимать, обозначая русское присутствие, вставал в Европе неоднократно. Поскольку у Российской империи не имелось официального государственного флага, поднимать вроде как было нечего. Но из безвыходного положения всё-таки нашли выход и стали использовать полузабытый петровский флаг русского коммерческого флота.
Александр II, большой знаток геральдики, решил навести порядок и наконец-то узаконить русский флаг: в 1858 году императорским указом утвердили чёрно-жёлто-белый. Это был первый флаг, принятый в таком качестве официальным документом высшей власти.
Битва двух флагов
Казалось бы, вопрос решили раз и навсегда. Но следующий император, Александр III, почему-то вбил себе в голову, что чёрно-жёлто-белый флаг — недостаточно русский и не имеет никакого отношения к отечественной истории (что, как мы знаем, неправда). Императора подзуживали неуёмные патриоты, которые призывали к возвращению «петровского» бело-сине-красного флага, который сам Пётр никогда не видел в качестве национального.
В 1883 году, перед коронацией, император Александр III самодержавной волей распорядился использовать для коронационных торжеств петровский флаг торгового флота. При этом указ 1858 года не отменялся — чёрно-жёлто белый флаг оставался государственным и применялся на официальных церемониях. Это было подтверждено в 1887 году приказом по военному ведомству: «Национальный флаг изготовляется из трёх равных горизонтальных отрезков флачной материи — чёрного, жёлтого и белого цветов». Так что Александр III лишь внёс в государственную символику совершенно невообразимую путаницу и бессистемность, характерные для всего времени его правления.
То, какие жаркие споры бушевали в русском обществе вокруг проблемы флага, хорошо демонстрирует Пётр Белавенец — русский офицер, яростный противник чёрно-жёлто-белых цветов. Он писал, не скрывая эмоций: «Кене [начальник департамент герольдии, автор герба и флага Российской империи] испортил русский герб, он испортил и флаг». Конечно же, такие отзывы об одном из крупнейших в мире специалистов по геральдике не красят капитана Белавенеца. Тем более, что уж к государственному гербу работы Кене ни у кого не было никаких претензий: с точки зрения геральдики он был безупречен, и с ним Российская империя дожила до 1917 года.
Вопрос снова подняли при Николае II. Совещание, собранное в 1896 году, высказалось в пользу бело-сине-красного флага, но приведённая аргументация была столь беспомощна (отсылки к цветам национального костюма), что в 1910 году собрали новое Совещание, которое теперь приняло сторону чёрно-жёлто-белого флага. Однако к бело-сине-красным цветам уже успели привыкнуть, и решение вопроса потонуло в бюрократической волоките. Кроме того, Николай II питал безграничное почтение к своему отцу и крайне неохотно отменял его решения.
В 1913 году, к празднованию трёхсотлетия дома Романовых, Николай II всё же вернул государственный флаг 1858 года, но в качестве компромисса допускалось использование и бело-сине-красного торгового флага. Всё запуталось ещё больше в 1914 году, когда вышел циркуляр министерства внутренних дел, называющий «новым русским национальным флагом» бело-сине-красное полотнище, в крыже которого находится золотой императорский штандарт с двуглавым орлом.
Что же в итоге? Если опираться на критерий древности, то знамя князей Московских было чёрного цвета. Об этом помнили ещё в петровские времена, сохранив чёрное знамя в гвардии. Другие исторические цвета — это золото: цвет икон, которые часто изображались на старинных знамёнах, а также цвет гербового орла; и белый — цвет «царского знамени» XVII столетия, которое сопровождало ещё Петра I во время Полтавской баталии.
А остальные выводы — делайте сами.