Боттичелли, Блейк, Роден и др: «Божественная комедия» глазами художников и скульпторов прошлого
1,045
просмотров
«Божественная комедия» - итальянское произведение Данте Алигьери, которое представляет собой самый что ни на есть настоящий источник вдохновения для творцов со всех уголков земного шара. Скрытый символизм, смысловая нагрузка и философия этого ренессансного произведения побудили небезызвестных творческих гениев не просто проявить к нему интерес, но и обыграть образы, представленные в тексте, в своём стиле.
Карта ада, иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, Сандро Боттичелли.

«Божественная комедия» и её первоначальная рукопись, а также все последующие экземпляры во все времена считались и продолжают считаться самым что ни на есть кладезем, сердцем литературного мира, в частности поэзии в жанре эпоса. Сюжет, что вертится вокруг главного героя с тем же именем, в значительной степени автобиографичен, если исключить сверхъестественные элементы, присутствующие на протяжении всей истории.

Данте бежит от трех зверей, иллюстрация к «Божественной комедии», Уильям Блейк.

Эпос, подобно произведениям Гомера, Софокла (драматурга), Овидия и Вергилия, оказавших большое влияние на итальянцев XIII-XIV веков, проделывает огромную работу по смешению религиозных и политических идеологий, и самое главное - любви, или того, что автор считает Божественной любовью. Описания Данте дают пронзительные образы, которые открывают воображение и вдохновляют мужчин и женщин на многие чудеса гиперреализма.

Данте и Вергилий у врат ада, иллюстрация к «Божественной комедии», Уильям Блейк.

Работа Алигьери - это вершина человеческих эмоций, которая исследует глубины того, что является человеческой связью, и с этим Данте привносит экспрессионизм в поэзию и искусство, функция, которая не только будет влиять на художников глобально в течение многовекового периода и во множестве медиа-форматов, но и создаст беспрецедентный сдвиг в искусстве к себе.

Первая часть этой поэмы Данте, и, вероятно, самая популярная (среди художников также) – это «Ад», рассказ о его путешествиях через девять кругов Ада, чтобы воссоединиться/спасти свою любовь - Беатриче. Путешествия Данте направлены на то, чтобы обратить вспять этот процесс и устранить препятствия, которые удерживают его от Бога, что может быть достигнуто только через отдачу себя душе Беатриче и её способностям. Это говорит о том, что сходить с ума во имя любви стоит бессмертия, которое она может принести.

Ад, иллюстрация к поэме Данте «Божественной комедии», Уильям Блейк.

Сам Данте прошёл путь от печально известного к знаменитому благодаря своим трудам и сомнениям в отношении католической церкви. Изгнание и последовавшее за ним одиночество были одними из первых катализаторов, когда дело дошло до «Божественной комедии». Это также послужило отличным связующим звеном между Данте и художниками, которые с огромным рвением и интересом изображали в своих работах целые отрывки легендарного произведения.

Гравюры известного французского художника XIX века Гюстава Доре к «Божественной комедии». Гротескные образы демонов и грешников в зловещих пучинах Дантевского Ада.

Хотя «Божественная комедия» была первоначально проиллюстрирована самим Данте, художники чувствовали себя обязанными изобразить свои собственные образы из поразительного текста. Одним из первых значительных художников, взявшихся за эту задачу, был Лука Синьорелли, художник эпохи Возрождения XV-XVI веков, известный своей способностью предвидеть человеческую форму. Несмотря на то, что работы Луки не являются точной копией нарисованной сцены Данте, художник оставил черновик под названием «Инферно XVI». Сцена изображает содомитов, как мужчин, так и женщин, но в основном мужчин, с акцентом на трёх Гвельфах, которые все идут рука об руку, упомянутых Данте в песне XVI, где главный герой и его проводник Вергилий стоят выше, глядя вниз на децимацию.

Данте и его «Божественная комедия»

Со временем «Божественная комедия» становилась все более популярной и стандартной для мира привилегированных и образованных. Многие пытались иллюстрировать карты, которые совпадали с тем, что было изложено в рассказе, но эта мода позже была смягчена более психологическим взглядом на персонажей в тексте. Это началось в XVIII веке с выдающегося художника и основателя королевской академии искусств Англии Джошуа Рейнольдса. Он написал групповой портрет под названием «Уголино и его дети», сцена, которая представляла особый интерес для визуальных художников из-за её гротескной природы. История Уголино - это история политического предателя, для которого зарезервирован девятый круг ада. На самом деле Уголино является одним из последних выживших во время войн, где он был схвачен и заключён в тюрьму. Находясь в заключении, он грызёт себе руки, а его дети, думая, что он умирает с голоду, предлагают ему свои тела для потребления.

Встреча Данте с Вергилием и начало их странствия по загробному миру (средневековая миниатюра).

Эта работа является выдающимся произведением, привносящим новую риторику в историю, которой теперь уже сотни лет, и демонстрирует его неоклассический стиль с высочайшим достоинством даже с презренными действиями, которые были показаны.

Другой английский художник королевской академии, Генри Фюзели (Генрих Фюсли), оставляет резкий контраст с Рейнольдсом всего несколько десятилетий спустя в своём изображении Уголино и его сыновей, умирающих от голода в башне. На гравюре изображен антагонист, как более жалкое существо.

Иллюстрация Гюстава Доре к песни II «Ада», издание 1900 года.

Работа Генри оказала влияние на разносторонне одаренного Уильяма Блейка, который также взял Уголино в качестве сюжета в своей картине «Уголино и его сыновья в камере». Блейк, чьи мрачные образы можно увидеть и в других произведениях, привносит в эту тему новую беззаботность. Два ангела парят над персонажами, принося сияющий блеск в холодную камеру, в которой они содержатся. Это изображение разительно отличается, и есть некоторое спокойствие перед главным событием каннибализма, которое должно произойти. Блейк, скорее всего, использует это, чтобы сосредоточить внимание на жертве, которую дети собираются принести в акте сыновьего благочестия, и работает, чтобы захватить их невинность и спасение через ангелов. Блейк привносит представление о том, что эти дети не будут вынуждены искупать грехи своего отца и их смерть в этом сценарии будет почетной и лучшей вещью, которая может с ними случиться.

Рай, иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери, Гюстав Доре (1832-1883 гг.)

Между тем в этот же период XIX века французские художники вдохновлялись литургическими рукописями Данте. Жан Огюст Доминик Энгр обратился к образам неверности и прелюбодеяния через свою картину «Джанчотто настигает Паоло и Франческу». Контекст, вращающийся вокруг любовного треугольника, заключается в том, что Франческа соблазняет своего любовника, Джанкотто, брата Паоло. Данте видит это в своих путешествиях через Ад, а Энгр запечатлевает самый кульминационный момент, когда Джанкотто узнаёт о вероломстве своей жены. Джанкотто входит с мечом в руке и видит, что его брат прижимается губами к ярко одетой невесте брата. Энгр использует великолепную перспективу с мечником, выходящим из-за гобелена, в то время как любовники ничего не подозревают и в восторженном блаженстве наслаждаются моментом.

Паоло и Франческа, фрагмент из «Божественной Комедии», Жан Огюст Доминик Энгр.

Французский Современник Энгра, Эжен Делакруа, затронул тему путешествия паломника по воде вместе с Вергилием в «Ладье Данте».

Повествование, которое он представляет - это повествование о том, как Данте и Вергилий плывут с Флегией по озеру, похожему на греческую реку Стикс, по пути в адский город Дис. Романтик Делакруа, продолжая в формате пирамидальной композиции, точно так же использует палитру, чтобы направить взгляд и создать мелодраму. Психологический портрет «Божественной комедии» простирается вместе с этим произведением. Умершие изображают завораживающий реализм, но всё же остаются в гармонии с гротескной природой, которую они несут. Вергилий и его спутник выглядят крайне нервно, проплывая мимо тех, кто провёл всю свою жизнь как изгой.

Паоло и Франческа да Римини, Данте Габриэль Россетти.

Другой Данте, Данте Габриэль Россетти, художник Братства прерафаэлитов, а также писатель и переводчик, также принял вымышленный эпос за его символику. Россетти довольно близко познакомился с творчеством своего тезки и перевёл поэму на английский язык. А спустя пару лет художник приступил к работе над портретом, символизирующим его собственную возлюбленную, под названием «Блаженная Беатриса». Эта пьеса изящно оформлена в виде диптиха, Беатриса, изображённая в приподнятом настроении, казалась удовлетворённой или смирившейся со своей смертью, в то время как любовник, оставленный ею, был очень встревожен.

Поцелуй, Огюст Роден.

Поцелуй - это тема, которая снова появляется в ходе истории искусства, но эта конкретная тема приписывается прелюбодейным любовникам Паоло и Франческе. В своей работе из мрамора Огюст Роден предвещал фатальный конец для страстной пары. Неосознанно находясь под наблюдением, они отдаются друг другу полностью, с безрассудной самоотдачей, тем самым решая свою судьбу столь опрометчивым поступком.

«Врата ада» были мастер-проектом, который занял много лет и был отложен на неопределённый срок. Роден изваял сотни фигур, которые изображают различных персонажей из путешествия Данте через Ад, завершившегося захватывающим зрелищем.

Врата ада (фрагмент), 1890 год, Огюст Роден.

Эти примеры - лишь некоторые из многих, черпающих художественное вдохновение у великого рассказчика Данте, и с каждым годом всё больше новых работ появляется у художников по всему миру. «Божественная комедия» изображает человеческие эмоции таким образом, что изобразительное искусство может только пытаться охватить один кадр за один раз, но при этом привнести более яркую жизнь в наше воображение. Эти художники показывают сложности, вызванные вневременным текстом, который формирует наше понимание искусства в целом в столь многих различных множествах, и создавая свои собственные миры, Данте помог сформировать наш.

В продолжение темы о писателях и художниках – читайте о том, что же на самом деле связывало Оскара Уайльда и Обри Бёрдслея, и почему они так яро пытались насолить друг другу, но при этом всегда становились опорой друг для друга в трудную минуту.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится