Чем молодая жена Маковского покорила сердце великого Репина и других русских художников
1,123
просмотров
Женский портрет стал в конце XIX – начале XX века одним из ведущих жанров в изобразительном искусстве. Художники искали «некрасивую красоту» (поскольку больше всего ценилась индивидуальность, или, другими словами, личность). Подобной личностью с богатой душой можно назвать и Юлию Маковскую (в девичестве Леткову), которая была любимой музой и супругой знаменитого художника Константина Маковского. Многие художники воспевали своими полотнами очаровательный образ этой девушки.

Женские образы в живописи

Женские образы в живописи Инфографика: о художнике

Женские образы в русском изобразительном искусстве проводят очевидную параллель с русскими литературными персонажами и сюжетами. Женский вопрос становится все более актуальным, особенно когда речь идет о вопросах, касающихся образования и работы, материнства и семейного права. Именно эти проблемы лежали в основе романов Льва Толстого, Ивана Тургенева и Николая Чернышевского. Общество не осталось равнодушным к защите свободы женщин. Бестужевские курсы, организованные в Санкт-Петербурге в 1878 году по инициативе самих женщин, дали толчок развитию женского образования. После Февральской революции 1917 года они получили равные права с мужчинами.

Между тем в конце XIX - начале XX веков художники по-прежнему уделяли внимание внешнему виду женщины, прежде всего необычной, а иногда и экзотической красоте и замысловатой одежде. Женский портрет стал одним из ведущих жанров в изобразительном искусстве, а художники старались найти не красивую внешность, а притягательную индивидуальность. Такой особенной девушкой в обществе того времени стала Юлия Маковская (в девичестве Леткова), которая была любимой музой и супругой знаменитого художника Константина Маковского. Многие живописцы воспевали на своих полотнах красоту этой девушки.

Юлия Маковская (Леткова)

Юлия Маковская (Леткова) Портреты Маковского: «Портрет жены художника Ю.П. Маковской» (1887) и Автопортрет (1856)

Самой любимой моделью художника, его другом и единомышленником долгие годы была его вторая жена - Юлия. 16-летнюю Юлию Леткову (это ее девичья фамилия) Маковский встретил в 1874 году на балу в Морском корпусе. Прелестная девушка приехала то время в Петербург поступать в консерваторию. У нее был талант: Юлия имела лирическое сопрано. 35-летний художник влюбился в девушку без памяти и даже 20-тилетняя разница в возрасте не стала препятствием для их союза. 22 января 1875 года пара обвенчалась. «Ангел неизреченной красоты» – так восторженно называл ее в своих воспоминаниях Репин, который впоследствии написал один из самых прекрасных женских образов.

«Портрет Юлии Маковской» Ильи Репина

«Портрет Юлии Маковской» Ильи Репина «Портрет Юлии Маковской» Ильи Репина (1881)

Выдающийся «Портрет Юлии Маковской» Ильи Репина происходит из коллекции Николаса Линна, известного коллекционера русского и советского фарфора, владельца галереи The Winter Place в Лондоне. Считается, что Нуриев был первоначальным владельцем портрета, который позже был продан отцу нынешнего владельца. Репин в совершенстве овладел живописным выражением к 1880-м годам, и это десятилетие было периодом плодотворного творчества и зрелости художника. В эти годы проявился многогранный талант Репина-портретиста, его способность улавливать сущность и индивидуальность сюжетов. За свою долгую творческую карьеру он написал много женских портретов, но лишь в некоторых из них он позволяет себе быть поэтом. Портрет Юлии Летковой-Маковской – именно такая картина, где Репин демонстрирует свое умение творить искусство, завораживающее зрителя.

Усадьба Репина «Пенаты»

Из дневников сестры Юли, Екатерины Летковой, можно узнать о создании этого портрета и личности модели. В усадьбе Репина «Пенаты» сохранились письменные воспоминания Екатерины Летковой о ее первой встрече с Ильей Репиным, писавшим тогда этот портрет: «Бархатный пиджак, длинные волосы и небритая борода - идеальный образ художника 80-х. Такого Репина я увидела в 1881 году. А впервые я увидела Репина за мольбертом в мастерской Константина Маковского, где он писал портрет моей сестры Юлии Павловны Маковской. Тона живописи были необычны для его женских портретов: все в черном, с большой черной шляпой и густой тенью, падающей на глаза. Илья Ефимович нашел нечто очень интригующее в сочетании юной красоты, ярких глаз и жизнелюбивости с мрачным суровым платьем. Иногда он отпрыгивал от холста, с удовольствием повторяя про себя какое-нибудь слово, а затем возобновлял свою сосредоточенную работу над картиной».

Изображая модель, которую современники описывали как одну из самых очаровательных женщин Петербурга, Репин создает портрет настроения, подчеркивая эстетику своего художественного языка и красоту образа. Живописный язык портрета пропитан вибрацией воздуха, что придает мазку кисти плавность и ясность в изображении объекта.

«Портрет жены художника. Юлия Маковская»

«Портрет жены художника. Юлия Маковская» Работа Маковского «Портрет жены художника. Юлия Маковская» (1881)

Личность натурщицы подтверждается сравнением этой работы с другими портретами Юлии Маковской, выполненными мужем модели Константином Маковским в конце 1870–1880-х годов. Самый известный из них – «Портрет жены художника. Ю. Маковская» датирован 1881 годом. На этом полотне юная красавица Петербурга изображена лучезарной и беззаботной, сидящей на стуле в ярко-красном платье, украшенной праздничным голубым бантом и белыми рюшами.

Молодая женщина на портрете завораживающе передает очаровательное состояние блаженства, и также женственность и приятную капризность. Струящееся платье, пышные оборки, слегка растрепанные волосы, приоткрытые губы, рассеянный взгляд, гладкая шея, расслабленные руки и ноги в элегантных туфлях с заостренным носком - все есть. Данный портрет занимает среди всех образов Юлии Маковской особое место, привлекая совершенством модели, красотой живописи и мастерством исполнения.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится