Польское царство, русский царь
Почти весь девятнадцатый век Польша в качестве Царства Польского входила в Российскую Империю, а русский царь обязательно отдельно короновался и как царь польский. Тем не менее, многих поляков не устраивало зависимое положение их родины, и они восставали. В 1830 произошло первое крупное польское восстание, одним из центральных событий которого было Гроховское сражение. После упорных боёв русские под предводительством фельдмаршала Карла Фридриха Антона фон Дибича разбили в этом сражении польскую армию и подошёл к Варшаве.
Восстание в конечном итоге было подавлено, но поляки всё равно не оставляли мечты вернуть себе независимость. Сами некогда бывшие крупной империей, они тяжело переживали то, что теперь оказались только частью другой империи. К тому же для них остро стоял религиозный вопрос: они были католиками и царствование “еретиков”-православных казалось им кощунственным. Одним из камней преткновения с русскими царями, собственно, была постоянная попытка царей уравнять в Царстве Польском (где большинство законов были своими, местными, а не общероссийскими) представителей разных христианских конфессий в правах.
В 1861 году в Варшаве прошла массовая мирная демонстрация в память тридцатилетия поражения в Гроховской битве. К этому моменту по сравнению с пятидесятыми годами польское общество оказалось сильно радикализировано. Во-первых, незадолго до того вернулось из Сибири 8700 амнистированных поляков-мятежников, которые, скажем так, не перевоспитались. Во-вторых, как и в русской части Российской Империи, в Польше среди молодёжи стали распространяться радикальные взгляды левого толка. Юноши и девушки хотели нового мира, тотального равенства и - многие из них - революции.
Возможно, именно поэтому русские власти не доверяли мирной манифестации и опасались. что она закончится массовыми и скорее всего вооружёнными беспорядками и… превентивно расстреляли часть демонстрантов, нагайками разогнав других участников манифестации. Кровавое подавление мирного шествия возмутило польское общество, и радикальные настроения усилились многократно. В конечном итоге это привело к новому восстанию, но два года до того поляки продолжали выражать протест мирными средствами.
Страна в трауре
Говорят, что одеться в траур в память о растоптанном мирном протесте призвал Польшу архиепископ Варшавский. В любом случае, по девичьим альбомам стало гулять старое, времён разгрома восстания тридцатых, стихотворение Константы Гашиньского «Черное платье»
...Когда Польша вступила в гроб,
У меня остался только один наряд:
Черное платье.
Его цитировали на вечерах и собраниях, в школах и кофейнях. И, конечно, делали это, надев чёрные одежды. Половина страны на улицах выглядела так, словно спешила на чьи-то похороны - или возвращалась оттуда. Даже невесты появлялись на свадьбе в чёрном.
Отказывались и от обычных украшений в пользу неброских траурных (совсем без украшений дворянки и мещанки того времени не представляли себя ни при каких обстоятельствах). Популярны были браслеты, напоминающие по форме наручники арестантов; чтобы сходство было заметнее, дамы держали руки сложенными на юбке перед собой. Популярны были пряжки и броши в виде рукопожатия (которое означало союз поляков и литовцев, из которого некогда выросла великая Польша), якоря (как символа надежды), польский орёл в терновом венце (герои умерли за нашу страну!), черепа (просто для пущего траура). Кто-то носил броши с профилем Тадеуша Костюшко, народного польского героя (и, кстати, заодно - американского).
Популярны были аббревиатуры, в духе тех, которые распространятся позже среди советских зэков - но только, конечно, на тему польской независимости. Например, надпись ROMO на пряжке пояса означала Rozniecaj Ogień Miłości Ojczyzny - Разжигай Огонь Любви к Родине. Естественно, все эти украшения делались из самых дешёвых материалов, чтобы показать, что золото хозяйка или хозяин отдали на дело борьбы с завоевателями. То есть, буквально, на закупку оружия той или иной повстанческой организацией.
Пока мужчины тайно вооружались, женщины занимались пропагандой и контрабандой оружия. Листовки, письма, пистолеты проносились за корсажами платьев и под пышными юбками (тем более, что неспешный шаг дамы, которые порой был вызван слишком большим количеством привязанных к ногам тяжёлых предметов, в то время ни у кого не вызывал подозрений - дама и должна была ходить неспешно).
Самые радикально настроенные поляки срывали с мужчин на улицах модные цилиндры - полагалось носить траурную скромную шляпу, могли нарочно испортить или испачкать цветную одежду, а порой из-за наряда развязывались настоящие драки. В какой-то момент в чёрное стали одеваться просто на всякий случай, а не из-за политических убеждений. И, хотя детей никто ни к чему не принуждал, они сами, видя, что взрослые ходят только в чёрном, начинали просить себе траурный костюм.
Скорбеть воспрещается
Российские власти вскоре стали принимать меры против радикальных настроений. И начали… с одежды. Женщинам разрешалось носить траур только со специального разрешения чиновников, в случае доказанной недавней смерти родственника, а слишком пышные юбки прямо на улицах рвали специальными крючками царские агенты. Мужчинам также запретили носить чёрное - и они перешли на серый (цвет пепла) и фиолетовый (цвет тайны, который также в Средние Века использовался как траурный). Под запрет на чёрное попадали и дети.
Ученицы школ и гимназий отреагировали на запрет чёрного своеобразно: они чернилами рисовали на шее траурную ленточку. В отличие от пасты в современных ручках, смыть такой рисунок было непросто, так что протестующие девочки весь день мозолили глаза инспектрисам и учителям.
Арестовывали и за другие детали костюма. Например, за зелёную ветку, которую в честь дня, в которую была принята в восемнадцатом веке польская конституция, несли в руках поляки. В дни польских национальных праздников полицейские могли арестовать даже за белый галстук или белые перчатки. Все малейшие изменения в польской протестной моде тщательно отслеживались. Вот указ, изданный перед восстанием 1863 года:
“Шляпа должна быть цветной, а черная шляпа должна быть украшена цветами или цветными, но ни в коем случае не белыми лентами. Черные и белые перья с черными шляпами носить запрещается. Капюшоны могут быть черные на цветной, но не белой, подкладке. Запрещается использовать: черную вуаль, перчатки, черные и черно-белые зонты, а также шали, платки и шарфы того же цвета, и полностью черные, а также черно-белые, платья. Салопы, бурнусы, шубы, пальто и другая верхняя одежда могут быть черными, но без белого. Мужчины не имеют права носить траур ни по какому поводу”.
Тем не менее, Польша ходила в трауре, изобретая всё новые способы его продемонстрировать, вплоть до большой царской амнистии повстанцам в 1866 году. За чёрный костюм угодить в карцер было можно вплоть до 1873 года. Кстати, запрещён был не только траур, но и некоторые виды национального костюма, например, мужской жупан.
Траур на всю Европу
Именно благодаря своему оформлению Чёрный Протест поляков девятнадцатого века стал широко известен в Европе. В Испании чёрные бусы немедленно начали называть польскими слезами. В прессе обсуждали новости протестной моды и причины, по которым поляки протестуют. В результате чёрная одежда стала символом протеста вообще, который не раз возвращался между 1861 и 2016 годами. Вероятно, в том числе с оглядкой на польский протест появился изначально чёрный флаг анархистов. Другие случаи демонстративного переодевания в траур были обычно локальны.
Уже в наше время в знак протеста одевались в чёрной не только поляки. В 2018 участники церемонии “Золотой глобус” явились одетыми в траур, протестуя против загубленных из-за сексизма карьер. В Латвии в 2008 все газеты в один день вышли в траурном оформлении в знак протеста против повышения НДС, В траурной одежде встречали Ангелу Меркель португальцы, протестовавшие против предложенных ею мер экономии.