Несколько страниц из биографии
Ксения родилась после революции, в 1922 году в Воронеже в семье профессора Н.А. Успенского. Девочка была очень одаренной, занималась музыкой и очень любила рисовать, поэтому одновременно посещала и художественную, и музыкальную школы. А когда выросла, окончила художественное училище.
А позже, когда Ксения стояла перед выбором, в какой ВУЗ пойти учиться дальше - выбор пал на Московский институт прикладного и декоративного искусства на факультет керамики. Будучи, ученицей мэтра соцреализма - Александра Дейнеки, девушка, как губка, впитывала основы мастерства своего учителя. И главным жанром своего творчества еще со студенческих лет избрала для себя портретную живопись. Хотя не обходила стороной пейзажи и натюрморты.
После окончания ВУЗа, в 1949-м работала в столичном НИИ строительных материалов, а потом внезапно пришло решение вернуться домой, в Воронеж, где устроилась преподавателем на кафедру сельскохозяйственной архитектуры местного сельхоз института. Параллельно занималась живописью, а с 1953 года стала постоянным участником Всероссийских художественных выставок.
Самое известное произведение Ксении Успенской — полотно «Не взяли на рыбалку», созданное в 1955 году почти сразу же было куплено Государственной Третьяковской галерей. А со временем оно стало ее визитной карточкой, и приобрело хрестоматийное значение. Именно в этот год начинающая талантливая художница была принята в члены Союза художников СССР.
С тех пор создала Успенская не одну сотню ярких полотен - жанровых портретов и зарисовок, пейзажей и натюрмортов. Ее камерные и лиричные работы удивительным образом гармонировали с творчеством ее мужа - живописца Василия Криворучко, который прославился масштабными полотнами на историческую тему. Тандем супругов-художников, творя свои произведения, органично уживался под одной крышей.
Зачастую полотна Ксении Николаевны Успенской были более известны, нежели сама художница, потому, что не любила излишней публичности и крайне редко давала интервью, хотя сама занималась активной общественной деятельностью.
Невзирая на преклонный возраст художница практически до конца своих дней работала в живописи. И как-то призналась, отмечая свой 90-летний юбилей, что жалеет лишь об одном, что ей так много сил и времени пришлось отдавать работе в Сельскохозяйственном институте, вместо того, чтобы заниматься любимым творчеством. Однако, студенты, выпущенные со стен ВУЗа с большой благодарностью вспоминали лекции этой удивительной женщины.
На протяжении многих лет Ксении Успенской доводилось успешно совмещать творчество с общественной и научно-педагогической деятельностью. Была доцентом кафедры сельскохозяйственной архитектуры СХИ, неоднократно избиралась депутатом областного Совета депутатов трудящихся родного города.
Хотелось бы еще отметить, что работы Успенской хранятся не только в воронежском музее, а это более 40 произведений, но и в Третьяковке в Москве, галереях Лондона, Нью-Йорка, Вашингтона, в частных коллекциях Голландии, Германии, Чехии.