«Место встречи изменить нельзя», 1979 год
Этот пятисерийный фильм, снятый по мотивам романа братьев Вайнеров, является одним из лучших детективов советского времени. У фильма нет кинематографических наград, однако популярность его превзошла все ожидания. Многие смотрели фильм по несколько раз, а фразы, сказанные героями, ушли в народ. Кажется, зрители дали собственную оценку работе всей съемочной группы. В дни, когда показывали «Место встречи изменить нельзя», на улицах советских городов почти не оставалось людей, а бесстрастная милицейская статистика показывала снижение уровня преступности.
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979-1986 годы
По мотивам произведений Артура Конан Дойла получился большой цикл фильмов. Неподражаемые Василий Ливанов и Виталий Соломин, воплотившие образы главных героев, по праву считаются одними из лучших исполнителей ролей Холмса и Ватсона. Даже британские кинокритики были весьма удивлены гениальной игрой актёров и потрясающей режиссурой фильма. Атмосфера каждого эпизода была пропитана духом старой Англии. Если бы не русский язык, можно было бы с уверенностью сказать, что съёмки вели британские кинематографисты у себя на родине.
«Дело № 306», 1956 год
Фильм Анатолия Рыбакова, в котором снимались Марк Бернес, Борис Битюков, Татьяна Пилецкая и еще много замечательных актёров, по итогам проката 1956 года стал вторым в стране по количеству просмотров. Опередить его смогла только картина «Карнавальная ночь». Нетривиальный сюжет, интрига, которую удалось сохранить до последних кадров фильма, и достоверная игра актёров превратили шпионский детектив в один из самых любимых фильмов советского периода.
«Берегись автомобиля», 1966 год
История о советском Робине Гуде Юрии Деточкине, снятая режиссёром Эльдаром Рязановым, была обречена на успех. Детектив был основан на легенде 1960-х годов, которая повествовала о герое, угонявшем машины у тех, кто заработал на автомобиль нечестным путём. Как и Юрий Деточкин, легендарный персонаж переводил деньги от продажи на счета детских домов. Во время написания сценария к фильму Эдуард Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский пытались найти свидетельства событий, но история оказалась чистейшей выдумкой. Однако её передавали из уст в уста во многих крупных городах Советского Союза.
«Бриллиантовая рука», 1968 год
Музыкально-детективная комедия давно стала классикой советского кинематографа. Сюжет фильма строился на реальной попытке перевозки ценностей в гипсе швейцарскими контрабандистами, о которой была заметка в издании «За рубежом». Авторы сценария изначально знали, что главную роль должен сыграть Юрий Никулин, поэтому весь сюжет строился целиком под него. Следует отметить, что члены художественного совета, принимавшие фильм, отозвались о «Бриллиантовой руке» весьма сдержанно. Их не впечатлил ни сюжет, ни музыка, ни игра актёров. Правда, зрители оказались совершенно не согласны с мнением критиков.
«Рожденная революцией», 1974-1977 годы
Многосерийный фильм интересен как с точки зрения детективного сюжета, так и с исторической стороны. В нём фактически описывается процесс создания и становления советской милиции, а также её развития в контексте исторических событий. В картине использовались документальные материалы из архивов МВД и кинофотодокументов СССР, а в съемках принимали участие действующие сотрудники милиции и управления внутренних дел Москвы.
«Дело Румянцева», 1955 год
Один из первых советских детективов зрители полюбили сразу и навсегда. Удивительно, но фильм не утратил своей актуальности спустя более полувека с момента первого выхода на экраны. Для Алексея Баталова, сыгравшего главную роль, фильм стал одним первых его работ в кино и принёс актёру всенародную любовь.
«Дело пёстрых», 1958 год
Как и «Дело 306», фильм снимался в рамках компании Министерства внутренних дел СССР по поднятию авторитета милиции. История о советском разведчике, вернувшемся после службы в Германии в Советский Союз. Служба в милиции была сопряжена для него с определенными трудностями и категорически не нравилась его невесте. Начинающему милиционеру удалось не только раскрыть громкое дело, но и вернуть доверие любимой девушки.
«Мираж», 1983 год
Трёхсерийный фильм, снятый по роману Джеймса Хедли Чейза на Рижской киностудии, сразу был высоко оценён зрителями. Многие отмечали великолепную игру прибалтийских актёров. Для тех, кто не был до просмотра картины знаком с произведением мастера детектива, интрига держалась до самого конца.
«Десять негритят», 1987 год
Двухсерийный фильм, снятый по произведению Агаты Кристи, стал одной из лучших экранизаций английской писательницы. Игра актёров, напряженное действие, музыкальное оформление, - всё это работало на зрителя и заставляло его забыть о том, что сюжет романа ему давно знаком и известен. В картине имеются значительные отступления от оригинала, однако это ничуть не портит сюжет в интерпретации режиссёра Станислава Говорухина.