Севильский озорник: Дон Жуан в Испании и Франции
Первым о Дон Жуане написал испанский драматург Тирсо де Молина, который сделал его главным героем пьесы «Севильский озорник, или Каменный гость». Его Дон Хуан — коварный соблазнитель, готовый на любые ухищрения, чтобы добиться желанной женщины. Он не заботится о последствиях своих поступков, походя убивает мужчин, подставляет друзей, предает женщин. Кажется, ему доставляет удовольствие вызывать ненависть мужчин и печаль брошенных женщин. Рефреном звучат его слова, что впереди у него еще долгая жизнь, и есть время покаяться. В дополнение, Дон Хуан Тенорио — сын оберкамергера, одного из советников короля.
Притворившись маркизом де ла Мотой, Дон Хуан проникает к донне Анне. В комнату врывается отец девушки, командор, но дворянин убивает его в поединке. Позже в церкви он видит статую убитого, дергает ее за бороду и приглашает на ужин. Через некоторое время Командор является, делит с дворянином стол и приглашает в гости к себе.
Хотя Дон Хуан напуган, он приходит ночью в церковь. Командор встречает его. Из гробовой доски делают черный обеденный стол, на трапезу подают змей и насекомых, вместо вина пьют уксус, за столом прислуживают лакеи-призраки, замогильный хор поет о скорой смерти. В конце концов, Командор берет дворянина за руку и утаскивает его в преисподнюю. Тем временем к королю являются все обиженные Дон Хуаном. Для них все кончается хорошо — они возвращаются к любимым или находят новую любовь. А дон Диего Тенорио проклинает распутного сына.
Пьеса Тирсо де Молина была впервые опубликована в 1630 году, но написана раньше. Предположительно, в 1616 году, когда ее автор жил в Севилье. Пьеса заложила канон, которому следовали авторы большинство продолжений. Здесь ключевые герои — Дон Жуан, его слуга, донна Анна, командор.
Впрочем, на сцене Анна не появляется — ее реплики звучат за сценой. Она раскрыла обман Дон Хуана до того, как он успел ее соблазнить. В финале его слуга Каталинон передает это королю, что позволяет донне Анне воссоединиться с женихом де ла Мотой.
Трусоватого слугу, который недоволен господином и сочувствует его жертвам, здесь зовут Каталинон. Мольер назовет — Сганарелем, а в XVIII веке он получит «каноничное» имя Лепорелло.
Здесь же появляется соперник Дон Жуана дон Октавио. У Тирсо де Молина он — жених неаполитанской дворянки Изабеллы. Позднейшие драматурги уберут из сюжета испанского автора Изабеллу и жениха Анны де ла Моту, сделав Октавио женихом донны Анны. В «Севильском озорнике» впервые появилась сцена, где соблазнитель появляется на крестьянской свадьбе и пытается овладеть невестой.
Образ соблазнителя вошел в европейскую культуру. Через 40 лет о нем написал английский драматург Шедуэлл. Во Франции о севильском соблазнителе написал Мольер («Дон Жуан, или Каменный пир»). Его Дон Жуан — циник, не верящий ни во что, кроме того, что видит. В финале небо через образы призрака и времени дает ему шанс покаяться, но он его отвергает.
Он искренне влюбляется в женщин, но каждая вскоре ему надоедает, поэтому он, не стесняясь, бросает их. На многих он был женат. Ему не чужды благородные порывы — он, не раздумывая, бросается на помощь человеку, отбивающемуся от нескольких разбойников. В конце Дон Жуан притворно кается перед своим отцом и заслуживает его прощение. После этого насмешливо произносит монолог о добродетели лицемерия. Отныне он будет осуждать всех вокруг и заработает тем самым репутацию человека строгих правил, внутри оставаясь собой.
Мольер ввел в историю севильского соблазнителя новую героиню — Эльвиру. Это дворянка, на которой Дон Жуан женился, но которая ему наскучила, как и другие женщины. В пьесе ему приходится спасаться от мести ее братьев. В последней своей сцене Эльвира прощает мужа и объявляет об уходе в монастырь.
Верный слуга Дон Жуана носит у Мольера имя Сганарель. Это добродушный человек, которого пугают выходки его господина, но который боится противостоять ему открыто. Пока Дон Жуана нет, он пытается образумить влюбленных в него крестьянок. Он верит в искренность раскаяния хозяина, радуется ему и приходит в ужас, что оно было ложным. В финале он остается подвести итог: что Дон Жуана больше нет лучше для всех кроме Сганареля, который остался без жалования.
Итальянские авторы заметили, что действие пьесы Тирсо де Молина начиналось в Неаполе, где Дон Хуан соблазнил герцогиню Изабеллу. В 1736 году вышла пьеса Карло Гольдони «Дон Джованни, или Распутник», действие которой разворачивалось в Неаполе. Джованни попадает в этот город и пытается соблазнить жену бывшего слуги Ратацци, но терпит неудачу. В финале неаполитанцы прославляют Габриэллу и Ратацци.
В этот же город перенес историю соблазнителя Марио Антонио Серсале в пьесе «Каменный гость». У него дон Джованни — племянник Пьетро Тенорио, командира гвардии короля Неаполя. Пьеса сохранилось только в пересказе.
Ария Дон Жуана: на сцене оперных театров
Первая опера о севильском обольстителе («Наказанный порок») была поставлена в Праге в 1730 году. В 1761 году был поставлен балет Глюка о знаменитом любовнике. В начале 1787 года в Венеции по либретто Джованни Бертати была поставлена опера «Дон Жуан, или Каменный гость». Ее либретто стало основой для написанного Лоренцо да Понте либретто оперы Моцарта.
Бертати не скрывал, что его либретто — переработка старых сюжетов. В одной из сцен импресарио говорит, что постановка основана на пьесах Тирсо де Молина, Мольера и «наших комедиантов».
Глюк, а вслед за ним Бертати поместили в начало истории убийство Дон Жуаном Командора, отца донны Анны. После этого, у Бертати следует знакомство с обманутыми севильцем женщинами. После этого — эпизоды со статуей Командора.
В мемуарах да Понте писал, что это он предложил композитору сюжет о дворянине-соблазнителе. Другим претендентом на авторство идеи был импресарио пражского театра Доменико Гвардасони.
В 1787 году в должности смотрителя библиотеки графов Вальдштейнов доживал свой век Джакомо Казанова. По легенде, он побывал на премьере «Дон Жуана», в образ которого да Понте, знавший Казанову, привнес некоторые его черты.
В опере действуют герои двух главных драматургов-предшественников — донна Анна из «Севильского озорника» и Эльвира из «Каменного пира». Образ крестьянки Церлины собран из крестьянки-невесты Аминты (пьеса Тирсо де Молина) и крестьянки Шарлотты (пьеса Мольера).
29 октября 1787 года в Праге состоялась премьера оперы Моцарта «Дон Жуан». Прага всегда тепло встречала австрийского композитора, и в течение следующих ста лет «Дон Жуан» был поставлен на ее сцене 532 раза.
Романтический герой: Дон Жуан в XIX веке
Гофман в своем рассказе пытается сделать образ соблазнителя романтичным. По его мнению, Дон Жуан противостоит обывательскому миру. В литературе XIX столетия испанец становится положительным героем. Он ищет идеал женщины и стремится преступить, отмеренные человеку границы.
Байрон написал сатирическую поэму об этом герое. В ней он сделал его сыном благочестивой и образованной женщины и легкомысленного отца, который, впрочем, рано умер. Мать воспитывала сына в строгости, давала читать версии античных литературных произведений, из которых было вырезано все связанное с плотскими наслаждениями. Но это не помогло.
В 16 лет происходит его роман с дамой старше его на несколько лет. Когда он раскрывается, мать отправляет сына в путешествие, где его ждут новые приключения. Например, участие в штурме Исмаила и роман с императрицей России.
В пьесе Тирсо де Молина Хуан носит фамилию Тенорио. Иногда он появляется под фамилией Маранья. Проспер Мериме в рассказе «Души чистилища» пишет, что это разные люди со схожей судьбой. Его Хуан Маранья — обольститель и преступник, который в финале раскаивается и становится монахом.
Дитрих Граббе в 1829 году написал пьесу «Дон Жуан и Фауст». Два героя добиваются любви донны Анны. Оба они жаждут настоящей любви. Фауст в пьесе Граббе жесток. Ему служит загадочный Рыцарь, являющийся демоном.
Здесь Дон Жуан противопоставляет себя жениху Анны — Октавио. Этот человек изящен, образован, нежен, знает иностранные языки. Ведет умеренную жизнь, хорошо ездит верхом. Для Дон Жуана он воплощение посредственности: «Встать этой дряни поперек дороги мне наслажденье!». Позже Жуан убивает и Октавио, и отца Анны.
Фауст похищает донну Анну, но он ей отвратителен. Оккультист не пытается быть с ней ласковым, а сразу угрожает девушке. В порыве гнева Фауст произносит «слово смерти», и донна Анна умирает.
Подходит час, когда Рыцарь должен забрать душу Фауста. Доктор дает ему последнее поручение — Фауст хочет явиться Дон Жуану и рассказать о смерти его любимой. Во дворце испанца Рыцарь принимает истинное демоническое обличье и предвкушает, что получит души обоих героев. Он решает подождать мига смерти Жуана.
Фауст рассказывает сопернику о том, что убил женщину, которую они оба любили. Дон Жуан опечален, но не в отчаянии, потому что надеется встретить новую любовь в мире, где много прекрасных женщин. Он бросает Фаусту упрек, что тот всегда разрушал свой рай. После этого Рыцарь забирает душу немецкого доктора.
После этого к испанцу является статуя дона Гусмана. Он говорит Дон Жуану, что Анна и Октавио воссоединились на небесах. Дон Жуан до самого конца сохраняет мужество, называет гостя трусом. Статуя предлагает ему покаяться, но Дон Жуан желает остаться самим собой. После этого он проваливается в ад к Фаусту, а торжествующий Рыцарь-демон сжигает дом, в котором от огня гибнет трусливый Лепорелло.
Каменный гость: Дон Жуан в России
Александр Пушкин написал о Дон Жуане, вернее Дон Гуане, осенью 1830 года в Болдино. Пьеса «Каменный гость» вошла в цикл «Маленьких трагедий». При жизни поэта она напечатана не была, но друзьям Александр Сергеевич ее прочитал. Поэт делает командора мужем, а не отцом Анны. Он повторяет сюжет о приглашении статуи и рукопожатии, которым она утаскивает Дон Гуана в преисподнюю. Есть и свой сюжет — вечер в доме актрисы Лауры.
Дон Гуан прибывает в Мадрид, под чужим именем знакомится с Анной, мужа которой он убил ранее. Она приглашает его на ужин, между ними зарождается чувство. В ответ на насмешливое приглашение, сделанное на кладбище, приходит Командор. Дон Жуан поражен, что статуя ответила на его вызов, но заботится и потерявшей сознание Анне. Он находит мужество достойно принять свою участь и проваливается в ад с именем любимой на устах.
После А. С. Пушкина к образу Дон Жуана обратился Алексей Константинович Толстой. Это было первым его драматическим произведением. «Дон Жуан» Толстого вышел в апреле 1862 года в журнале «Русский вестник».
Свое видение истории героя поэт изложил в письме своему другу Болеславу Маркевичу. Для него Дон Жуан — скептик и искатель идеала. Не найдя его, Дон Жуан бросает вызов Творцу. Встретив донну Анну, герой сначала не верит в собственную любовь и понимает, что любит Анну, только когда теряет. Кстати, статуя командора у него — «астральная сила, исполнительница решений, равно служащая добру и злу».
Алексея Толстого задело, что читатели были недовольны поэмой на вечный сюжет в пору изменений в России: «я слышал, что в одном кругу ее даже почли с моей стороны за неучтивость. «Что, мол, когда дело идет о мировых посредниках, он пришел толковать нам о каком-то испанце, который, может быть, никогда и не существовал».
Завязка «Дон Жуана» А. К. Толстого напоминает завязку «Фауста» Гете. На собрание ангелов (названы у поэта духами) является Сатана. Он рассказывает им о севильском юноше по имени Дон Жуан де Маранья. Этот юноша полон высоких помыслов. Ангелы предупреждают противника, что этот юноша избран Богом, и его ждет слава.
Сатана называет его и своим избранником и считает, что они с ним похожи. Он намерен сделать Дон Жуана похожим на себя. Он решает показать Дон Жуану идеал, прототип идеальной женщины. Юноша обречен влюбляться, видеть в каждой новой женщине идеал, а потом разочаровываться в ней.
Прошло десять лет. Дон Жуан завоевал славу любовника и любимца женщин. Сам он не верит в любовь, потому что много раз разочаровывался в женщинах. Дон Жуан сватается к донне Анне. Они любят друг друга, и севилец чувствует, что это настоящее чувство.
Желая подразнить будущего тестя, Дон Жуан исполняет серенаду под окнами женщины с плохой репутацией. Отец донны Анны приходит в ярость, бросается на жениха дочери, и Дон Жуан в поединке случайно убивает его.
Всю пьесу Толстого чередуются эпизоды с людьми и духами, которые борются за Дон Жуана. На кладбище севилец через Лепорелло передает статуе приглашение. Позже статуя готовится забрать его, но ангелы не позволяют ей это сделать. Выживший Дон Жуан уходит монастырь, где и умирает.
Николай Гумилев в поэме «Дон Жуан в Египте» переносит Дон Жуана и Лепорелло в современную ему эпоху. Написанная четырехстопным ямбом в рифму пьеса полна остроумных диалогов и напоминает водевиль.
Командор утащил Дон Жуана в преисподнюю, но герой сумел спрятаться от демонов и начал путь наверх. Путь занял годы, а за это время Лепорелло окончил университет, защитил диссертацию и стал выдающимся ученым-египтологом.
Декан университета и выдающийся ученый Лепорелло посватался к дочери американского миллионера и отправился с невестой и ее отцом в Египет. Надо же было такому случиться, что выход из подземного мира выводил в древний храм, который как раз осматривали Лепорелло с невестой и тестем. Дальше все просто. Дон Жуан за несколько минут очаровал девушку, которая уже читала о нем и слушала оперу Моцарта, и они вместе сбежали. Лепорелло остается один и с грустью вспоминает о временах, когда он был просто слугой Дон Жуана.
Дон Жуан в XX веке
В XX столетии о севильском обольстителе писали романы и пьесы. Развитие кинематографа позволило ему покорить новую сцену. Некоторые фильмы были экранизациями драматических произведений, как советские «Маленькие трагедии» с Владимиром Высоцким. Но язык кино помогал осмысливать образ Дон Жуана по-новому.
Например, «Похождения Дон Жуана» Винсента Шермана (1948) — костюмная приключенческая история. Дон Жуан противостоит заговору против королевской четы Испании и побеждает главного заговорщика в поединке. Жуан влюблен в королеву, а она в конце влюбляется в него. Но герой считает, что ее долг править страной и покидает королевский двор.
Дона Жуана де Маранью в нем сыграл Эррол Флинн, один из секс-символов своего времени. Его амплуа были сильные и смелые герои костюмных драм. Например, Питер Блад и капитан Торп в экранизациях романов Сабатини, майор Викерс в «Атаке легкой кавалерии» и Робин Гуд. Норман Петт, мастер стиля пин-ап, сделал комикс-адаптацию фильма. Так Дон Жуан стал и героем комикса.
В фильме 1973 года «Если бы Дон Жуан был женщиной» Брижит Бардо сыграла Жуанну, женскую версию соблазнителя, живущую в XX веке. Она соблазняет, доводит до падения заинтересовавших ее мужчин, не чувствует раскаяния, но очень не любит когда так поступают с ней.