Людовик XIV и его «большой стиль»
XVII столетие ознаменовалось установлением во Франции особой формы государственного устройства, названной впоследствии абсолютизмом. Всем известное изречение «короля-солнца» Людовика XIV: «Государство — это я» имело под собой весьма основательную почву. Верность короне считалась пиком патриотических чувств. Впитав в себя все эти представления, в искусстве «созрел» новый стиль — классицизм.
Буквально слово «классицизм» можно перевести как «основанный на классике», то есть на предметах искусства, признанных эталонами совершенства, образцами, как в художественном, так и в нравственном смысле. Мастера этого направления полагали, что у красоты существуют точные законы, которые можно (и нужно) постигать с помощью разума.
Эстетическим идеалом для классицистов были древнегреческие и древнеримские «образцы». Свои произведения они строили, подражая античности и искусству Возрождения. Из первой эпохи был заимствован сам процесс творчества, который заключался в соблюдении определенных правил и пропорций в архитектуре и скульптуре. От Ренессанса в живопись классицизма пришли сюжеты и образы из античной мифологии и истории.
Классицизм в искусстве: форма, мера, закон и порядок
Кульминацией развития нового стиля в архитектуре явилось возведение грандиозного дворцового комплекса под Парижем — Версаля. В строительстве парадной резиденции французских монархов участвовали прославленные зодчие: Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр. Верх политики над искусством прослеживается и в архитектуре «королевской» Вандомской площади в Париже, сооруженной по проекту Жюля Ардуэн-Мансара.
Во второй половине XVII века классицизм, получивший название «большого стиля Людовика XIV», стал официальным стилем абсолютистского государства. От скульптур, украшавших монаршие резиденции, парадные залы и парковые аллеи, требовались не столько классическая соразмерность и гармония, сколько монументальность и помпезность. Творцы стремились к впечатляющим, живописным решениям, величественным формам.
Совместив в себе черты классицизма и барокко, французская скульптура XVII столетия показала глубокое внутреннее родство этих направлений. Кажущиеся на первый взгляд диаметрально противоположными, они, по сути, явились разными путями, ведущими к одной и той же цели.
В XVII веке главным «живописным» центром Франции была Лотарингия с ее главным городом Нанси. Большинство сюжетов картин художников имели литературную основу. Никола Пуссен стоял у истоков живописи классицизма. Применив в своих работах цветовое деление полотна на три горизонтальные зоны: от золотисто-коричневой земли через зелень деревьев и лугов к яркой голубизне бездонного неба, он разработал прием, названный впоследствии «пейзажной трехцветкой». Цикл картин «Времена года», в котором Пуссен показал взаимосвязь человека и природы, стал вершиной его пейзажного творчества.
Неоклассицизм как завершающий аккорд классики
В середине XVIII столетия увлечение античностью вспыхнуло с новой силой и страстью. Объясняет это несколько причин. Во-первых, достижения археологии. В ходе раскопок древнеримских городов Помпей и Геркуланума, засыпанных вулканическим пеплом при извержении Везувия, были обнаружены удивительные по красоте и богатству произведения античного искусства.
Другая, не менее важная причина заключается в распространении просветительских идей. Деятели эпохи Просвещения, размышляя об изменении и совершенствовании личности и мира, в героях Древней Греции и Древнего Рима видели примеры для подражания. Сформировавшееся на этой почве движение получило наименование неоклассицизм, то есть новый классицизм.
Старт зародившемуся стилю дал необычный проект фасада церкви Сен-Сюльпис, разработанный итальянским мастером Джованни Сервандони. В работе архитектора впервые в XVIII веке появились строгие классические колоннады и арки. Вскоре к античным образцам обратились и другие зодчие. Французские скульпторы XVIII столетия творили одновременно в историко-мифологическом, пейзажном и портретном жанрах. Их отношение к процветающим в то время барокко и неоклассицизму также было довольно свободным. Мастера запросто переходили от богатых украшенных барочных монументов к величественным неоклассицистическим сооружениям. В начале XVIII века классические традиции развивал придворный скульптор Людовика XV Эдме Бушардон. Среди самых известных его произведений — фонтан Четырех Сезонов на улице Гренель и конная статуя «Возлюбленного» короля Людовика XV на площади Согласия.
XVIII столетие ознаменовалось резким уменьшением зависимости художников от частных заказчиков. Оценивать и судить произведения искусства стало общество. Возникла художественная критика, первыми представителями которой стали выдающиеся мыслители эпохи Просвещения. Философы рассуждали о театре, литературе, музыке.
В Париже, столице художественного мира, при поддержке королевского двора появились первые салоны, стали проводиться публичные выставки. Успех произведений живописцев или скульпторов на вернисаже сулил их авторам настоящее признание.
В начале XIX века классицизм со свойственной ему «математичностью» начал отмирать. На смену ему пришло новое направление — романтизм.