Рембрандт – «Еврейская невеста»
Великий мастер эпохи барокко затрагивал в своих работах самые разнообразные темы и жанры и гениально отображал внутренний мир персонажей картин, тщательно отображая их мимику и мастерски используя игру света и тени.
Название картине дал вовсе не сам художник, а нидерландский коллекционер Ван дер Хоп в 1825 году, что породило неверную трактовку сюжета. Считалось, на картине изображены девушка-невеста и отец, подаривший ей перед свадьбой жемчужное ожерелье. Однако со временем исследователи опровергли эту теорию. Сейчас принято считать, что Рембрандт изобразил супружескую пару, вероятнее всего – своего сына Титуса и его жену Магдалену. По другой, менее распространенной версии, это семейный портрет, выполненный художником по заказу.
«Еврейская невеста» - одна из последних работ мастера. Несмотря на то, что на картине отсутствует какое-либо движение, действие, лица мужчины и женщины, их праздничная одежда, некоторая театральность и в то же время естественность композиции приковывают внимание, не случайно Винсент Ван Гог когда-то выразил желание "просидеть две недели перед этой картиной с одной лишь буханкой хлеба".
Жан-Оноре Фрагонар – «Поцелуй украдкой»
Фрагонар, художник, чье имя носит французское парфюмерное предприятие, подарил миру большое количество картин, рисунков и гравюр в стиле рококо. «Поцелуй украдкой», произведение, созданное накануне Великой Французской революции, в 1780-х годах, изображает девушку, чьи черты напоминают дочь художника Розалию. Сцена тайной встречи двух влюбленных тайком от гостей, расположившихся в соседней комнате, выглядит трогательно и довольно целомудренно – если принимать во внимание эпоху, в которую создавалось произведение.
После смены нескольких владельцев, одним из которых был бывший фаворит Екатерины Второй, польский король Станислав Август Понятовский, «Поцелуй украдкой» оказался в собрании Эрмитажа.
Пьер Огюст Ренуар – «Танец в Буживале»
Один из самых знаменитых мастеров импрессионизма, Ренуар получил признание, работая в жанре светского портрета.
Буживаль – это предместье Парижа, которое иногда называли колыбелью импрессионизма – там творили в том числе Сислей и Моне. Ренуар создал в 1883 году три «Танца» - «Танец в городе», «Танец в Буживале» и «Танец в деревне». На всех трех картинах лицо мужчины скрыто от зрителя. Моделью для женского образа «Танца в Буживале» послужила знаменитая в конце XIX века натурщица, а затем и художница Сюзанна Валадон, мать Мориса Утрилло и первая женщина, ставшая членом Национального общества изящных искусств во Франции.
Жюль Бастьен-Лепаж «Деревенская любовь»
В 1885 году эта картина, написанная в жанре натурализма, была приобретена Сергеем Третьяковым на посмертной распродаже произведений Бастьен-Лепажа в Париже. Тогда же была продана картина «Сенокос», в настоящее время выставленная в Музее Орсэ. Оба полотна как будто дополняют друг друга, соединяя в себе настоящее и будущее, а может быть, реальную жизнь и воспоминания.
Художники-натуралисты стремились к максимально точному отображению действительности и особенно – жизни крестьян. Сюжет произведения – объяснение в любви, происходящее в небогатой французской деревеньке, где на заднем плане можно различить фигуру женщины, работающей в огороде.
Эжен де Блаас «Паук и Муха»
Этот прославившийся своими реалистичными, живыми, гармоничными картинами художник начинал свою карьеру под руководством отца, работавшего в стиле бидермайер и преподававшего в Академии художеств в Венеции. Сам Эжен работал в стиле академического классицизма, писал жанровые картины из жизни простых венецианцев – и прекрасных венецианок.
Работы де Блааса отличает стремление к эстетическому идеалу, приписывание самых лучших качеств персонажам на холсте, а потому – особое очарование и привлекательность.
Картина, написанная в 1889 году, помимо своих художественных достоинств, привлекает и интригой, скрытой в названии – зрителю остается лишь решить, кто на полотне выполняет роль Паука, а кто – Мухи.
Рене Магритт – «Влюбленные»
Сюрреализм в живописи XX века открыл новые возможности для художников, стремившихся стереть в своих работах грани между сознанием и подсознанием, поместить зрителя в состояние, напоминающее гипнотический сон.
Обращение к образам «человека без лица» для Магритта – привычное дело. Странное и тревожащее изображение пары с обернутыми тканью головами, возможно, транслирует мысль о том, что любовь слепа и лишает человека способности видеть и слышать как друг друга, так и окружающий мир.
В том же 1928 году художник создал второй вариант «Влюбленных» - поместив их в открытое пространстве на фоне пейзажа. В отличие от предыдущей версии, эти фигуры кажутся спокойными, под тканью на их лицах даже можно угадать улыбки.
Марк Шагал – «Прогулка»
Воздушность и невесомость на картинах Шагала отражают его свободное существование в художественной жизни своего времени. «Прогулка» выполнена в стиле кубизма.
«Любовь, которая окрыляет» - основная идея картины. Интересно, что на ней Шагал изобразил свою жену Беллу, которая в общей сложности фигурирует на двух тысячах его произведений. К моменту написания «Прогулки» влюбленные уже состояли в браке и у них родилась дочь. Шагал считал себя настолько счастливым и уверенным, что изобразил в правой руке синицу одновременно с удерживанием в левой руке руки парящей жены – очевидно, символизирующей пойманного журавля. А силуэт пасущейся вдали на холме лошади усиливает пасторальное впечатление от картины.
Рельеф из гробницы фараона Сети I – «Богиня Хатхор и фараон Сети I»
Любовь на пороге вечности – так можно трактовать сюжет древнеегипетского рельефа, который изображает богиню Хатхор и фараона Сети I у входа в загробный мир. Фараон, правивший более тридцати веков тому назад, прославился своими победами над кочевыми народами и созданием множества памятников древней архитектуры. Хатхор, прикасаясь своими руками к рукам Сети, выражает нечто большее, чем формальное исполнение своих обязанностей божественного привратника. Ведь Хатхор – еще и богиня любви, женственности, красоты – именно она в поздний период египетской мифологии ассоциируется с греческой Афродитой и римской Венерой.
А картина Джона Эверетта Милле «Скажите «Да!», на которой показан момент объяснения, написана в стиле прерафаэлитов, следовавших в своем творчестве традициям Раннего Возрождения.