Симон Вуэ и его шаги к успеху
Судьба и призвание Симона Вуэ выстраивались вполне предсказуемо. Он родился в семье художника, да не простого, а приближенного к французскому королевскому двору. Отец, Лоран Вуэ, дал Симону необходимые навыки, а дальнейшее развитие искусства мальчика предопределили его талант и страсть к развитию. Уже в подростковом возрасте он самостоятельно и на очень высоком уровне выполнял портреты на заказ.
Определяющим фактором творчества Вуэ стали странствия, в которые он пустился в 1611 году. Сначала в составе свиты французского посольства он отправился в Константинополь ко двору османского султана. Восток принес художнику впечатления от прекрасных тканей разных оттенков и фактур – и с тех пор мастерские изображения драпировок на картинах, «эстетика тканей», будут отличительными чертами произведений Вуэ. В 1612 году Симон поселился в Венеции, где изучал работы мастеров того времени – Тициана, Веронезе, Тинторетто.
Через два года художник оказался в Риме, где жил больше десяти лет. Там Вуэ работал в стиле, который впоследствии назовут «темным» - по влиянию на работы француза творчества Караваджо, с типичными для последнего высветленными фигурами на затемненном однотонном фоне. В Риме Вуэ преподавал живопись, заняв высокий пост в Академии Святого Луки, и именно в этом городе он познакомился со своей будущей женой Виржинией.
Девушка, которая мечтала быть художницей
Виржиния да Веццо родилась в 1606 году в городе Веллетри неподалеку от Рима. И было ей суждено прожить простую жизнь итальянки XVII века, если бы отец, Помпео да Веццо, не разглядел в девочке талант к рисованию, как и склонность к искусству, готовность учиться, которые Виржиния проявляла с самого детства. А потому вся семья перебралась в Рим, где в начале двадцатых годов юную художницу устроили ученицей к опытному мастеру, которым и оказался Симон Вуэ.
По-видимому, Виржиния была девушкой интересной и незаурядной, она отличалась не только трудолюбием, но и художественным вкусом, умела ярко и живо мыслить, водила дружбу с выдающимися личностями своего времени. Среди них особенно выделялась Артемизия Джентилески – художница, ставшая первой женщиной-членом старейшей в Европе Академии изящных искусств во Флоренции. Влияние Джентилески на произведения Виржинии прослеживалось и после отъезда да Веццо из Италии: выдающимися произведениями обеих художниц стали работы, выполненные по библейскому сюжету о Юдифи и Олоферне.
Виржинии была оказана редкая для женщин того времени честь – членство в Академии Святого Луки. Кроме того, молодая художница была натурщицей и помощницей Вуэ, а через некоторое время стала его невестой. В 1626 году Симон и Виржиния поженились, а в 1627 – по распоряжению короля Людовика XIII Вуэ возвратился в Париж. Виржиния последовала за мужем.
Семья художников в Париже
Во Францию Вуэ привезли стиль итальянского барокко, который оказался очень хорошо принят. У Симона Вуэ дела шли очень успешно – он выполнял роспись королевских дворцов, резиденций кардинала Ришелье, выполнял заказы по украшению домов знатных парижан. В его работе ему помогала Виржиния – как, впрочем, и наоборот – и часто картины, выполненные, по-видимому, женой, после некоторого участия мужа приписывались уже ему. К тому же, стиль работы супругов был очень схож. Искусствоведы убеждены – вклад художницы в работы ее знаменитого супруга, как и доля собственных произведений в наследии Вуэ были весьма значительными.
Ученым остается лишь строить версии относительно того, какие произведения действительно принадлежат кисти Виржинии. Ее работой с определенностью признается картина «Юдифь с головой Олоферна», на которой художница изобразила себя, а также, по мнению некоторых искусствоведов – «Даная». Виржиния создавала популярные тогда в Риме миниатюрные портреты, писала картины на исторические и мифологические сюжеты.
Помимо масляной живописи, мадам Вуэ рисовала пастелью и цветными карандашами – это были новые для Парижа модные техники. Известно, что пастелью увлекался сам король, а среди заказчиков и почитателей творчества Виржинии были его мать, королева Мария Медичи, и кардинал.
О том, как выглядела художница, можно судить по сохранившимся гравюрам друга семьи Вуэ художника Клода Меллана.
Кроме того, исследователи пытаются разглядеть черты жены и одновременно натурщицы художника на некоторых его полотнах. На картине «Ангел с игральными костями и туникой Христа» в лице персонажа можно проследить сходство с изображением Виржинии на гравюре Меллана – в том числе в виде характерной ямочки на подбородке.
Помимо творчества, Виржиния, как добросовестная жена, занималась и семьей, один за другим у пары появлялись дети. В 1638 году во время очередных родов художница скончалась. Сын Симона и Виржинии, Луи Рене Вуэ, как и родители, выбрал в качестве профессии искусство.
После смерти жены Вуэ продолжал свою блестящую карьеру, выполняя заказы, которых было слишком много для того, чтобы работа художника могла избежать повторений и схематичности. Тем не менее, среди его поздних произведений есть признанные искусствоведами шедевры, например «Сатурн, побежденный Надеждой, Красотой и Любовью».
Симон спустя несколько лет после утраты женился вторично – на вдове Радегонде Беранже. Умер художник в Париже в 1649 году.
Семья Вуэ принесла во французское искусство воздух, свободу, импровизацию, позволившие отойти от устоявшихся правил академизма. Симон Вуэ передавал свое искусство множеству учеников, в их числе и прославленный Шарль Лебрен, художник Версаля. И все же вскоре после кончины Вуэ его слава померкла, и интерес к его работам возродился лишь в XX веке. Наследие Вуэ по росписи дворцов и парижских церквей большей частью было утрачено, сохранились лишь фрагменты и отдельные картины.
Родись Виржиния да Веццо на четыреста лет позже, она бы могла стать самостоятельным явлением в мире изобразительного искусства, не нуждаясь в протекции талантливого мужа и в одиночку прокладывая себе путь к славе. Ограниченная рамками своей эпохи, она осталась в искусстве «женой Симона Вуэ», вероятно, достигнув максимального профессионального успеха, который был возможен в ее время.