XVII век в российской истории был временем трагическим: голод, политические интриги, Смутное время. В 1613 году к власти пришла новая династия – на царство венчался Михаил Федорович Романов. Он-то и был главной целью того самого польского отряда, чьи планы спутал Иван Сусанин. В 1613 году (по некоторым данным в 1612) Михаил Федорович со своей матерью Марфой Ивановной находился в с. Домнино. В это же время польские интервенты начали поиски вокруг того самого села, выпытывая дорогу у встречных крестьян; Сусанин был одним из немногих, кто действительно мог помочь полякам, но делать этого не стал.
Стоит отметить, что Иван Осипович был старостой Домнина, а значит – доверенным лицом царя. Жены у Сусанина не было (историки предполагают, что Иван рано овдовел), дочь Антонида на тот момент уже была замужем. По одной из версий, зять Сусанина Богдан Сабинин сыграл в спасении царя решающую роль – отправился предупреждать Михаила Федоровича со строгим наказом тому спрятаться в Ипатьевском монастыре. По другой – Михаил Федорович схоронился в овине во дворе Сусанина, а сам Иван увел поляков в лес.
Однако и самая популярная версия с лесом и болотами вызывает вопросы. Откуда историки могли знать все подробности о пытках? Гораздо более правдоподобен и достоверен другой сценарий. Ивана Сусанина замучили в селе Исупове на глазах у других крестьян за отказ сообщить что-либо о местонахождении царя. Сделано это было специально для устрашения народа.
О своем спасителе (а точнее, его семье) Михаил Федорович вспомнил только через шесть лет. В 1619 году Богдану Сабинину пожаловали половину деревни Деревнищи, однако по завещанию Марфы деревню отписали монастырю, а потомкам Сусанина отдали пустошь Коробово. Сусаниных также освободили от податей и воинской повинности.
Почти 70 лет в Костроме стоял памятник русскому мученику, однако в 1918 году он был разрушен большевиками. В 1967 году в городе возвели уже другой монумент, гораздо более скромный – без царя и православных символов.