Древнегреческая живопись дошла до нас в совсем небольшом — относительно того, как часто она на самом деле использовалась — объёме, и даже эти немногие созданные на излёте эллинской культуры произведения позволяют предполагать, что в искусстве древние греки достигли тех же высот, что европейцы времён Возрождения, или даже более того.
Зато скульптур осталось достаточно много, чтобы до сих пор поражаться их реалистичности, тонкости исполнения, выразительности и красоте. Неудивительно, что, когда появилась возможность развивать скульптуру в пост-античной Европе, образцами стали древнегреческие статуи и их древнеримские копии. Однако ряд исследователей утверждает, что послужили эти статуи образцом не только для западной культуры.
Скандал в Поднебесной
В 2016 году китайский археолог Хуан Сючжэнь заявил, что китайцы имели сообщение с Европой задолго до создания Великого шёлкового пути, и, скорее всего, учились скульптуре у греческих мастеров. Эту фразу как только не обыгрывали в западных, в том числе российских СМИ, вплоть до того, что терракотовую армию — скульптуры в могиле китайского императора Цинь Шихуанди — создали древние греки и именно этим объясняется высокая реалистичность статуй. Назад в Китай новость вернулась в том виде, что Хуан Сючжэнь заявил, будто китайская скульптура вообще создана европейцами. За непатриотичность профессора принялись шельмовать. Археологу пришлось выступить с заявлением, что его не так поняли и он считает, что китайское искусство создано именно китайцами.
Речь же изначально шла о том, что создание терракотовой армии было поворотом в китайской скульптуре, радикальной сменой стиля в сторону более реалистичной, и причиной может быть знакомство китайцев с удивительными и вдохновляющими скульптурами богов, которые оказались на востоке вместе с армией Александра Македонского и были там брошены во время ухода войск. Эти скульптуры растащили как диковинки во все стороны.
Хотя кое-кто полагает, что с армией Македонского приходили и скульпторы, которые взялись обучать на своём пути местных своему искусству, эта теория кажется натянутой. Да и сделаны статуи из могилы императора не в точно древнегреческой технике. Это, скорее, эксперименты людей, которые познакомились с античным гиперреалистическим стилем чисто визуально и задумались, как бы они сами могли добавить в своё искусство реализма. Кроме того, китайским скульпторам понравилась мысль делать большие статуи — ведь до этого переломного момента в Китае были распространены только маленькие фигурки, не больше двадцати сантиметров в высоту.
Гандхарская школа скульптуры
Александр Македонский желал завоевать весь мир, но, когда его войска вошли в Индию, оказалось, что мир немного против. В некоторых местах себя он насадил джунгли и развёл болота, так что непривычным к такому климату людям с западных земель воевать было тяжело. Македонский покинул Индию с позором, и всё же разбудил в индийцах интерес к своим западным соседям, а его предыдущие завоевания помогли установить новые торговые маршруты и укрепить старые. После смерти Македонского на территории Ирана осталось много греков. Их диаспора стала диаспорой ремесленников, греческое искусство непосредственно влияло на местное. Так персидская скульптура и архитектура приобрели ряд греческих черт.
Кроме того, диаспора греков осваивала новые места, в том числе - север Индии, и не теряла связи с родиной. Ещё Македонский дошёл до такой области, как Гандхара, так что греков там знали. Если им были не рады, когда они пришли с войной, то, когда греки явились с товарами, их всё же встретила благосклонно. В Гандхаре, месте слияния греческого и индийского изобразительного искусства, родился свой уникальный стиль скульптуры. Там же Будду впервые стали изображать в человеческом облике. До того его предпочитали представлять символически, например, в виде колеса. Это было сделано под влиянием греческих изображений богов.
Не стоит, впрочем, интерпретировать все эти факты как то, что греки создали азиатскую скульптуру. Греки приходили в места, где уже было своё собственное искусство, и в Индии создавали реалистичные и символичные статуи ещё во времена эгалитаристской Хараппской цивилизации, той, которую позже сменили кочевые дикари-арии, одержимые строгой иерархией и разделением людей на сорта.
Что касается первых изображений Будды, то греческие мастера (или их ученики) изображали его стоящим, подобно тому, как изображались обычно греческие боги. Индийцы же, продолжив традицию представлять его в скульптуре в его человеческом облике, стали усаживать Будду в позу лотоса. Индийцы также отошли от гиперреалистичности греков, найдя свой баланс между реализмом и определённой условностью традиционного индийского портрета. Ярко эллинистический гандхарский стиль исчез, но перед тем успел повлиять на стили соседних индийских земель: там тоже прониклись реализмом греческого толка.