Сюжет
Будучи как-то в своей студии в Лондоне, Хокни рассматривал фотографии, сделанные в разное время в разных местах. Внезапно на глаза ему попались два снимка. «На одной был человек, плывущий под водой, и, следовательно, довольно искаженный, а на второй — мальчик, который смотрел на что-то на земле. Идея нарисовать две фигуры в разных стилях мне так понравилась, что я незамедлительно принялся за работу», — вспоминал Хокни.
То, как эти два сюжета сошлись, впечатлило художника, и он решил написать двойной портрет: вместо рассматривающего юноши изобразить своего бывшего любовника Питера Шлезингера, а вместо пловца — новую пассию Питера. Тем самым Хокни выражал свою тоску по утраченной любви и желание восстановить отношения.
Работу над картиной художник начал вскоре после разрыва со Шлезингером. У полотна был первый вариант, на который Хокни потратил несколько месяцев, но будучи неудовлетворенным результатом, уничтожил его. Второй вариант, который известен нам сегодня, был создан как раз к открытию выставки в галерее Андре Эммериха в Нью-Йорке. Он писал по 18 часов в день в течение двух недель. «Должен признаться, мне нравилось работать над этой картиной, — вспоминал Хокни. — Писать с такой интенсивностью было чудесно, очень волнующе».
Контекст
Полотно является одной из самых узнаваемых работ Хокни. В нем соединились и его страсть к акрилу, и интерес к изображению водных поверхностей, и характерный для него двойной портрет.
Хокни рассказывал о своем отношении к воде и поставленной творческой задаче: «Это проблема — как показать воду, как ее описать, потому что она может быть какой угодно. Она может быть любого цвета, и у нее нет какого-то общепринятого визуального описания».
Изображая на портретах людей парами, художник таким образом показывал их взаимные отношения и свои переживания, связанные с героями. При этом он выбирал тех, кто ему был важен и интересен, тех, кто восхищал его. Видимо, поэтому художник отказался писать портрет Елизаветы II.
Судьба художника
Провокатор и сибарит, Дэвид Хокни и в свои 81 продолжает шокировать публику. Что говорить о его молодости — пламенеющих 1960−1970-х, когда он открыто заявлял о своих сексуальных похождениях и изображал гомосексуальные отношения еще до того, как они были декриминализованы в Великобритании; пробовал разные стимуляторы и отчаянно предавался пороку. Сегодня он единогласно признается арт-критиками одним из самых влиятельных современных британских художников.
Родившийся в Британии Дэвид Хокни большую часть жизни провел в США. Приехав в Штаты впервые в начале 1960-х, художник был поражен. О своих впечатлениях он рассказывал впоследствии: «Я предчувствовал, что мне понравится в Лос-Анджелесе, и когда я летел над Сан-Бернардино и увидел бассейны и дома, залитые солнцем, я был взволнован более, чем когда-либо ранее во время первого приезда в город». Именно в Лос-Анджелесе он начал писать сделавшие его знаменитыми водные поверхности и связанные с водой сюжеты — от бассейнов до душевых.
Последний успех картин Хокни поразителен для всего арт-сообщества. Ранее, по признанию представителей Christie’s, художник никогда не пользовался такой популярностью на торгах. Отношение к нему изменилось после 2017 года, когда в Париже, Лондоне и Нью-Йорке прошли его ретроспективные выставки.