Чтобы воодушевить народ на борьбу с фашистско-немецкими захватчиками, светская власть объединилась с патриотически настроенным духовенством. Сближение на фоне противостояния с общим врагом привело Сталина к планам вытеснить Ватикан со сцены мирового влияния, усилив позиции Русской православной церкви (РПЦ).
Что заставило Сталина поменять мнение о РПЦ
Довоенный период советской власти отличался масштабным притеснением всех религиозных конфессий в стране. Повсеместное закрытие храмов и монастырей, целенаправленное уничтожение системы духовного образования, уничтожение религиозных книг, репрессии священнослужителей – все было направлено на уничтожение былого влияния Церкви, в которой власть видела вероятного конкурента.
Казалось после такого отношения, уцелевшее духовенство должно было затаить обиду и поддержать фашистов, обещавших избавить страну от коммунистов и их идей. Однако Православная церковь не стала пособником врага, наоборот, она поддержала Советскую власть и призвала верующих на защиту оказавшегося в беде Отечества. Уже через несколько часов после нападения Германии на СССР, местоблюститель митрополит Сергий обратился к пастве с призывом взять в руки оружие против захватчиков и начать перечислять средства, чтобы помочь фронту.
В результате активности Церкви к 1944 году удалось собрать более 200 миллионов рублей. За счёт пожертвований на оборону была создана танковая колона, которую назвали в честь Дмитрия Донского, а также образована эскадрилья имени святого Александра Невского. Кроме того, в 1942 году Патриархия призвала православных верующих из ряда европейских стран перестать поддерживать фашистов и прекратить убивать братьев по вере.
Патриотизм церковнослужителей в самое трудное для СССР время, их реальный вклад в дело во имя победы заставили Сталина пересмотреть своё отношение к РПЦ и обеспечить ей государственную поддержку.
Как Сталин принимал митрополитов в Кремле
В начале осени 1943 года Сталин собрал Маленкова, Берию и Карпова (последний числился кандидатом на пост руководителя по «церковным делам»), чтобы заявить о решении создать Совет по делам Русской православной церкви. Вечером этого же дня в кремлёвский кабинет Председателя Совнаркома СССР, где уже находились Молотов и Карпов, прибыли митрополиты Алексий, Сергий и Николай. Сталин, после положительного высказывания о патриотической деятельности РПЦ, предложил духовным лицам откровенно рассказать, какие церковные проблемы волнуют их больше всего.
По мнению митрополитов, в первую очередь, требовалось решить сразу несколько вопросов: провести Архиерейский собор, что избрать патриарха; открыть новые церкви и духовные учебные заведения; организовать выпуск ежемесячного журнала религиозной тематики; облегчить налогообложение священников; наладить работу по производству свечей и культовой атрибутике.
Кроме того, предоставить духовным деятелям право избираться в исполнительные органы религиозных сообществ; позволить приходам поддерживать религиозные центры денежными средствами; выделить помещение для Патриархии и патриарха. Затронули архиереи и неприятные для власти темы о судьбе осуждённых священников и о свободе выбора местожительства для тех, кто освободился из лагеря или тюрьмы.
Выслушав митрополитов без возражений и замечаний, Сталин обещал им разобраться с проблемами: позже он обязал Карпова лично заняться всеми вопросами. Беседа завершилась почти в два часа ночи, а уже утром 5 сентября на торжественном богослужении в Богоявленском соборе верующие узнали о разговоре со Сталиным и о планируемом через три дня Архиерейском соборе.
Как изменилось положение верующих после сентября 1943 года
Обещания Сталина после личной встречи с митрополитами не разошлись с делом. Восьмого сентября на состоявшемся Архиерейском соборе избрали Патриарха всея Руси – им стал митрополит Сергий. Девятого сентября 1943 года Сталин и Молотов ознакомились с разработанным Меркуловым проектом по созданию Совета по делам РПЦ, а через 5 дней было утверждено постановление об его образовании.
В Ленинграде, Москве и Киеве открылись духовные академии. Кроме Совета по делам РПЦ, был образован Священный синод при Патриархе. В военном СССР началось реальное возрождение православия: несмотря на возникающие трудности, постепенно реализовывалось все, о чём договаривались митрополиты со Сталиным во время встречи в Кремле. С осени 1943 года священникам разрешили участвовать в общегородской общественной работе; им не препятствовали в желании идти на фронт, издавать религиозную литературу и пр.
В конце января 1945 года состоялось немыслимое до войны событие, которое последний раз происходило в 1918 году. В Москве состоялось собрание Поместного Собора РПЦ, на которое приехали представители православных Патриархий из Болгарии, Сербии, Румынии, Грузии, государств Ближнего Востока. На религиозном мероприятии, в задачи которого входило избрать нового патриарха и утвердить положения по управлению РПЦ, собрались гости военных миссий и иностранных посольств, фоторепортёры и журналисты.
К концу войны единение государства и Церкви достигло такого размаха, что у Сталина появилась идея сделать из Москвы православное подобие Ватикана.
Почему идея Сталина сделать из Москвы православный Ватикан не была реализована
С помощью создания «Московского Ватикана» советский руководитель планировал: во-первых, распространить влияние СССР на все страны с православным вероисповеданием; во-вторых, понизить значимость католического Ватикана, лишив его существующего авторитета и влияния. В 1948 году намечалось даже созвать Вселенский Собор, чтобы «решить вопрос о получении Московской патриархии титула Вселенской».
Однако грандиозным замыслам не суждено было воплотиться в жизнь. Сначала, зимой 1947 года, по причине болезни отошёл от дел Константинопольский Патриарх Максим, который проявлял искреннюю симпатию к Советскому Союзу. Затем начал плести интриги недооценённый Сталиным Ватикан, компрометируя Русскую Церковь, в том числе и с помощью западной прессы. В конце концов, в 1948 году, к этой идеи потеряло интерес и советское руководство: все, что планировал Сталин в отношении Турции, Греции, Израиля потерпело крах и в значимых раньше восточных православных иерархиях просто отпала необходимость.
Сегодня даже атеистов интересует секрет Тиары Папы Римского - почему на головном уборе понтификов красовалась сразу три короны.