Как в начале XX века в Санкт-Петербурге появился буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»
738
просмотров
Чтобы приобщиться к тибетской культуре и увидеть настоящий буддийский храм, вовсе не обязательно ехать в Китай или Индию. В Питере на Приморском проспекте есть красивейшая обитель Дацан Гунзэчойнэй. Этот храм-монастырь буддистов – самый большой и самый северный в Европе, а до недавних пор он был и самым северным на планете. Кстати, в его создании принимал участие Николай Рерих.

На самом деле «Дацан Гунзэчойнэй» – это сокращенное название, а полностью оно звучит (если переводить с тибетского на русский) так: «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника». Появилось это здание в городе на Неве более ста лет назад.

В заснеженном Питере храм буддистов смотрится особенно необычно.

Автор идеи – тибетский лама

В 1908-м тибетский далай-лама подал российскому правительству ходатайство о строительстве в России буддийского храма (дацана) и получил «добро». Его начинание поддержали отечественные востоковеды и даже Петр Столыпин. Кстати, буддизм в Россиийской Империи был официально разрешен еще при Елизавете II, так что подобное прошение не вызвало негативной реакции в обществе. Тем более что на петербургской земле, где было решено возвести храм, в начале прошлого века проживало около 200 буддистов (в основном волжско-донские калмыки и забайкальские буряты).

Через год на земельном участке, который выкупил бурятский лама Агван Доржиев, начали строить храм. Деньги пожертвовали ламы и проживающие на территории России буддисты.

Агван Доржиев. 1900 г.

Храм спроектировал Гавриил Барановский (автор многих известных зданий – например, Елисеевского магазина на Невском), переработав проект инженера Николая Березовского. Затем проектом занимался архитектор Р.Берзен.

Акварельный проект.

Внутреннее помещение расписывал буддийский монах О. Б. Будаев по эскизам Николая Рериха. Доподлинно известно, что великий русский художник занимался в основном оформлением интерьеров внутренней части храма на финальной стадии строительства. Например, он был автором эскизов стилизованных под модерн цветных витражей светильников в главном зале.

Один из витражей вблизи.

Также современники Рериха говорили, что он как большой знаток буддийской культуры консультировал авторов и реализаторов проекта, благодаря чему храм удалось выстроить по всем правилам тибетской архитектуры. Кроме того, строительство курировал специальный комитет, состоявший из авторитетных российских ученых востоковедов.

1915-м строительство завершилось, но службы в храме шли и раньше, начиная с 1913-го.

Служба в храме в 1915 году.

Архитектура дацана

Здание получилось красивым, ярким, выдержанным в традициях буддийских храмов, что выглядело очень необычно для архитектуры этих мест. Стены трехэтажного храма покрыты красно-лиловым гранитом, окна обрамлены серым гранитом, антаблемент выполнен из ярко-красного кирпича. Все это смотрится очень самобытно. Башню, с которой соединено здание, украшает позолоченная верхушка, называемая «ганчжир». Здесь также можно увидеть традиционный символ буддистов "колесо дхармы", расположенное на самом верху здания между отлитых из меди фигурок газелей (они символизируют проповедь) и много других интересных вещей. Все они человеку несведущему кажутся лишь интересными элементами декора, но для буддистов имеют большой смысл.

Буддийская символика.
Уникальная архитектура. /

Над входом в храм можно увидеть тибетские надписи, смысл которых состоит в том, что входить в здание нужно лишь со светлыми и добрыми мыслями, оставив все плохое за его пределами.

У входа в здание восседают львы. Говорят, что они символизируют два начала – женское и мужское.

Лев у входа в храм.

Кстати, в храме проводят экскурсии, так что желающие поближе узнать значение всех «украшательств» с точки зрения буддийской веры могут воспользоваться услугами местного гида-монаха.

Здесь проводят экскурсии.

В южной части двора здания расположены барабаны с тибетскими надписями. У прихожан принято обходить их поочередно, двигаясь по часовой стрелке, и крутить. При этом нужно думать о том, что тебя в данный момент беспокоит, и мысленно просить у высших сил ответа.

Те самые барабаны.

На территории храма можно увидеть интересные флажки – «лунг-та». Они – разного цвета и вешают их посетители, предварительно написав на них свое имя. Считается, что при этом нужно загадать желание или задать какой-то вопрос, и делать это тоже нужно с добрыми мыслями. Цвет флажка выбирается не случайно – согласно тибетской философии, у каждого цвета свое значение.

Флажки тоже висят со смыслом.

А что внутри?

Внутренняя часть храма не менее примечательна. Помимо цветных витражей с буддийскими символами и разноцветного плиточного пола, здесь есть много красивых предметов, которые у представителей этой религии считаются святынями. Например, статуя Будды, которая была привезена в храм из Монголии в 1990-х. Она появилась здесь вместо давно утраченной: первую сразу после строительства храма подарил российским буддистам царь Сиама, но в 1919-м статую разбили большевики, решив, что в ней спрятаны сокровища.

Современная статуя выполнена из папье-маше и покрыта позолотой. Ее высота – несколько метров.

Во время буддийских молебнов или обрядов в центре зала сидят ламы.

Статуя Будды, которую потом разрушили.

Если подняться на второй этаж, можно разглядеть витражи, сделанные по эскизам Рериха. Они представляют собой восемь главных символов буддизма. Здесь же, на втором этаже, расположены кельи лам. В особые часы они ведут прием граждан – отвечают на вопросы, дают советы и якобы даже исцеляют. А на самом верху, в башне, расположена комната, в которой нет окон - здесь ламы иногда уединяются, проводя взаперти по нескольку дней.

В верхней части витражи сделаны по эскизам Рериха.

Как известно, в буддийский храм имеют право входить представители всех вероисповеданий, так что осмотреть питерский дацан не только снаружи, но и изнутри может любой.

После революции…

Сразу после 1917-го дацан пережил разорение, в нем располагались совершенно разные организации (например, тут квартировались красноармейцы), но само здание особо не пострадало. В 1968 году ему присвоили статус памятника архитектуры. В 1990-м храм вернули буддистам и он был отреставрирован.

Служба в дацане в наши дни.

Сейчас в храме, а также за его пределами ламы проводят религиозные ритуалы. Например, на днях прихожане совершали «лусууд» — на набережной Большой Невки умиротворяли хозяев воды нагов.

Буддисты верят, что из-за того, что человечество не относится бережно к живым существам и природе, духи гневаются и могут причинять людям вред. Если же к нагам отнестись с уважением, они, напротив, дадут энергию и духовное просветление. Во время этого обряда люди просят у духов прощения и приносят подношения – чаще всего это продукты белого цвета (например, молоко) и сладости. Ламы же молятся и в своих мыслях превращают эти дары в «лекарства», которые должны исцелить духов, после чего подношения нужно с почтением бросить воду.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится