Ориентир на русский стиль
Развитие золотого и серебряного дела в Москве стало резко набирать обороты. К этому времени в Москве во всех аспектах искусства у творцов появилась потребность черпать вдохновение в своих национальных истоках, и многие художники стали возвращаться к народным мотивам и русской самобытности.
Московские мастера в своем творчестве пытались воссоздать древние русские орнаменты, активно использовали фольклорные сюжеты – особенно при оформлении изделий из серебра.
В Белокаменной всегда пользовалась большим спросом посуда из драгоценных металлов - солонки, чаши и чарки, ковши, и во второй половине XIX века такие изделия стало принято украшать древнерусскими орнаментами, рисунками из сказок и былин, старинными пословицами, поговорками, прибаутками. При этом ювелиры активно использовали тромплей – прием, который представлял собой обман зрения: рисунок, выполненный на плоскости, казался зрителю объемным. Богатые люди активно покупали у ювелиров серебряные лукошки, похожие на деревянные, и прочие предметы интерьера, имитирующие предметы деревенского быта. В моду вошли природные и этнические мотивы
Прежде такого не было и это стало новым этапом в развитии русского ювелирного дела. Эти традиции подхватили сразу несколько ювелирных фирм, которые прославились не только своими высокохудожественными работами, но и тем, что напомнили миру о красоте древнего русского искусства.
Сазиковы
Основателем этой известнейшей и старейшей ювелирной фирмы был купец Павел Сазиков, владелец фабрики серебряных изделий. Его московская фирма с филиалом в городе на Неве считалась одной из лучших в стране, ее изделия не раз побеждали на российских выставках, а также участвовали в выставках Лондона и Парижа. С 1837 года фирма «Сазиков» была придворным поставщиком императорской семьи.
На знаменитой Всемирной выставке 1851 года (Великая выставка промышленных работ всех народов, проходившая в Лондоне) сын Павла Сазикова Игнатий буквально поразил публику, представив не изысканные изделия «высшего света», а девять предметов, изготовленных из серебра, на народную тематику: русский крестьянин с медведем, петух, молочница, селянка с бандурой, охотник и т.д. Золотую награду же Сазиковы получили за канделябр, который представлял собой скульптурную группу, посвященную Куликовской битве.
Игнатий Сазиков первым среди русских ювелиров начал придавать своим изделиям национальный колорит и эта династия считается родоначальником «русского» направления в ювелирном деле. Фирма также занималась изготовлением окладов для образов и предметов православной утвари.
Хлебниковы
Художник-ювелир Иван Хлебников, владелец фабрики золотых, серебряных и бриллиантовых изделий, работал в новорусском, историческом и других стилях. Он также имел титул поставщика императорского двора, а его товарищество «Хлебников с сыновьями и К°» так же успешно выставляло свои изделия в Европе (например, в Вене и Париже).
Большую часть дохода династии приносил выпуск столовых приборов и ювелирных украшений, предназначенных для среднего класса – не слишком дорогих, но изящных. Широкую известность фирма получила и благодаря эмалиевому искусству.
Кстати, Хлебниковы принимали участие в оформлении Храма Христа Спасителя и изготовили для него полсотни различных церковных предметов (кувшины для святой воды, чаши для Причастия, кадила и т.д.).
Губкин
Фабрика Ивана Губкина производила золотые и серебряные изделия, которые пользовались успехом в частности благодаря таланту приглашенного художника, большого специалиста по русскому орнаменту Ивана Бортникова.
Иван Губкин был настоящим мастером ювелирной иллюзии, изготавливая из металла вещи, имитирующие мех, структуру дерева, ткань и т.д. На выставке в Санкт-Петербурге он с успехом продемонстрировал посетителям позолоченное блюдо для сухарей, которое выглядело как плетеная корзинка с лежавшим на ней полотенцем. Довершала композицию очень реалистичная муха.
Оловянишниковы
Старейшая ювелирная фирма Оловянишниковых, существовавшая в Москве с 1736 года, прославилась не только великими мастерами – это были глубоко верующие люди, сумевшие привнести православный дух в свои изделия. Родоначальниками династии были бывшие монастырские крестьяне, что, видимо, и наложило печать на их мировоззрение.
На выставке в Париже Оловянишниковы произвели фурор, когда привезли в качестве экспоната 22 колокола, представлявших собой звукоряд почти в две октавы. Выставку посетили практически все известные музыканты, а к колоколам с утра до вечера тянулась длинная очередь из посетителей.
Помимо колоколов, Оловянишниковы изготавливали церковную утварь, которую покупали представители высшего духовенства и даже императорская семья.
Оловянишниковы жили по христианским принципам, занимались благотворительностью, а к своим работникам относились настолько хорошо, что в революцию рабочие их завода наотрез отказывались участвовать в общенародных стачках.
Овчинников
Павел Овчинников – бывший крепостной княжеского рода Волконских, который, благодаря своим способностям, был отправлен хозяином учиться в московскую мастерскую золотых и серебряных дел и в итоге получил вольную, известен своей интересной судьбой. Женившись, он рискнул и потратил все приданое своей молодой супруги на организацию собственного ювелирного дела. И не прогадал! Предприятие Овчинникова очень скоро стало лидером в списке московских ювелиров. Как придворному поставщику ему вручил золотую медаль лично цесаревич Александр Александрович.
Фирма Овчинникова успешно освоила все направления ювелирного производства, но особенно прославилась своей техникой чеканки и литья, в которой изготавливала изделия на народные сюжеты.