Чтобы натуралистично показать космические корабли, дизайнеры и декораторы строили специальные макеты, прорабатывая каждую деталь. После чего оператор двигал камерой, так что создавалось впечатление, будто корабль парит в космосе. Иногда макеты подвешивали на тонкой леске и вращали вручную на фоне звездного неба. Звучит нелепо, но на деле получалась очень реалистичная картинка.
Чтобы воссоздать объекты на фоне пейзажа, в дело вступал профессиональный художник. Например, для замка, стоящего на вершине скалы, брали настоящую гору, ставили перед ней стекло и рисовали на нем средневековое здание, совмещая его с очертанием пейзажа. Далее оператор подносил камеру так, чтобы она «смотрела» на стекло глазами художника, и оттуда уже снимал дубль.
А если нужно правдоподобно снять целую флотилию парусных кораблей такой, какой его видел Петр I? Для этого строили много маленьких, но очень реалистичных макетов кораблей и запускали в воду. Оператор, используя принцип перспективы, делал настоящее чудо и на выходе советский зритель никогда бы не догадался, что парусники на самом деле ненастоящие. По такому же принципу снимали фильмы с самолетами и военной техникой.
Период 1970-х ознаменовался выходом таких шедевров советского кинематографа, как «Солярис» Тарковского с его крайне реалистичной планетой-океаном и «Москва — Кассиопея» Ричарда Викторова с его бесподобными сценами нахождения космонавтов в состоянии невесомости. Секрет правдоподобности графики в этих картинах до смешного прост — идеально подобранные локации, тщательно созданные декорации, мастерская операторская работа, ну и, конечно же, талант режиссера.
Например, для того, чтобы передать эффект невесомости в картине «Москва — Кассиопея», в Ялтинской киностудии была с нуля построена вращающаяся на 360 градусов декорация космического корабля. Съемочная камера была жестко закреплена к платформе, и крутилась вместе с коридором. Космонавты подвешивались на тонком тросе так, что создавалось впечатление, словно они парят в пространстве.
А вот начиная с 1980-х годов советские спецэффекты в погоне за «Звездными войнами» Лукаса заметно сбавили обороты. Достаточно посмотреть фильм «Петля Ориона», чтобы убедиться, что школа комбинированной съемки СССР сделала большой шаг назад, и даже культовая картина Ричарда Викторова «Через тернии к звездам» не смогла спасти положение.
Ближе к распаду Советского Союза в нашем кинематографе стали применяться первые цифровые спецэффекты, но к тому времени западная технология в техническом плане сильно ушла вперед. «Терминатор», «Назад в будущее» — эти и другие легендарные киноленты не оставили советским режиссерам никаких шансов. С другой стороны в СССР и не старались делать акцент на зрелищность — наши фильмы полюбились сотням зрителей совсем за другое.