Карл Маркс -  память в наших сердцах
530
просмотров
Вчера пятого мая исполнилось двести лет со дня рождения выдающегося немецкого философа Карла Генриха Маркса. В наших постсоветских пещерах кажется порой, что имя это прочно вычеркнуто из современности и что удел марксизма – обочина мировой истории. Но на самом деле это, конечно же, не так. Если бы это было так, то весь цивилизованный мир не отмечал бы нынешнюю круглую солидную дату с такой помпой. А он отмечал. Почему?

Да потому что идеи Маркса до сих пор современны. Его работы штудируют не только марксисты всех мастей и оттенков, но и главные их оппоненты – буржуины. Маркс вскрыл природу капитализма, показал его в историческом развитии, предсказал (где точно, где не очень) его будущее, то есть наш сегодняшний день. И предрек его исчезновение. С его теорией и выводами можно соглашаться или оспаривать их. Но игнорировать их, как показало время, нельзя.

Дешевая дорогая купюра

Дешевая дорогая купюра

А и действительно, двухсотлетие Карла Генриховича отмечают по полной программе. Взять, к примеру, Германию. Там, о чем, наверное, уже многие слышали, даже выпустили купюру номиналом в ноль евро. Символ, так сказать, уважения и почитания великого соотечественника. Правда, буржуи не были бы буржуями, если бы тут же не распродали купюры по три евро за штуку. Партия была ограничена, и эти юбилейные купюры уже предлагают посредством сети Интернет за гораздо большие деньги.

Марксовы светофоры

Марксовы светофоры

Вообще, как выяснилось, немцы на выдумки горазды, что несколько неожиданно для «сумрачного германского гения». Выпуском купюр они не ограничились. В родном городе Карла Маркса – Трире, поставили светофоры, где вместо привычных жителям зеленого и красного человечков, сообщающих о том, что нужно делать пешеходу – стоять на месте или переходить дорогу, загорается легко узнаваемый абрис основателя учения своего имени. Согласитесь, креативно.

Если серьезно

Если серьезно

На самом деле юбилейными приколами дело не ограничилось. Были и серьезные масштабные юбилейные акции. В той же Германии подготовили специальную выставку о жизни и деятельности Маркса, в США юбилей Маркса отмечали в Вашингтоне. И не где-нибудь, а у памятника Линкольну. Или, вот, в свое время было модно говорить о «зачистке» французскими буржуинами знаменитого «красного пояса Парижа». Дескать, левое движение потерпело во Франции сокрушительное и безоговорочное поражение. Первомайские праздники показали, что это, мягко говоря, большое преувеличение. Да и, как рассказывают те, кто побывал в эти дни в Париже, улицы столицы были буквально заклеены плакатами, посвященными юбилейной марксовой дате. Понятно, что не обошлось без торжеств и в Лондоне, где похоронен немецкий философ.

Снова о курьезном

Снова о курьезном

Кстати, о могиле Карла Маркса в Лондоне. Есть такой японский буддийский деятель Дзюнсэй Тэрасава, представляющий секту «Ниппондзан Меходзи». Интересно, что он отличался все больше на политическом поприще, нежели на духовном, откровенно вмешиваясь порой во внутреннеполитические дела того или иного государства. Так, например, в Сети есть информация о поддержке им и его движением российской оппозиции и участии в так называемом евромайдане в Киеве. Пишут также, что он умело рекламировал себя, светясь со своими молитвенными практиками на фоне каких-то важных международных политических событий. Все это под прикрытием борьбы за мир. Но почему-то всегда на одной стороне конфликта, что странно для подобной деятельности. Однако о курьезе. Одна из легенд, гуляющих среди приверженцев Тэрасавы, гласит, будто он сжег собственный палец на могиле Карла Маркса, дабы очистить мировую карму. Трудно подтвердить доподлинно эту информацию (кто-то пишет, что на могиле он только молился, а палец сжег по другому поводу в другом месте), но в любом случае существование и распространение подобной легенды о подобной, с позволения сказать, практике, может свидетельствовать о заскорузлом магическом мышлении и самого Тэрасавы, и его приверженцев. Как сказали бы те же просвещенные европейцы, отмечающие ныне юбилей основателя коммунистической теории: мракобесие в чистом виде.

Чем напугал Маркс?

Чем напугал Маркс?

Но это теперь Карла Генриховича чествуют в европах. Когда-то было не так. После выхода знаменитого «Капитала» на него, как говорится, спустили всех собак. А между тем Маркс не был революционером в нынешнем радикальном понимании этого слова. Он был ученым. Да, ученым, который считал своим долгом работать на человечество, ибо только в этом видел смысл науки, но все-таки ученым. Однако революционными были сама его мысль и сам его подход к прежним истинам.

Капитализм не вечен

Капитализм не вечен

Маркс придал изучению развития человечества необходимый историзм, постаравшись очистить науку от мистификаций, будь то мистификации религиозные либо философские. Он был собирателем фактов, рассматривал их в исторической взаимосвязи и делал выводы. Выводы неутешительные для адептов либеральной экономики. Ведь многие из них полагали тогдашнее состояние экономической мысли окончательной истиной. Истиной, существующей объективно, отдельно от человека, данной раз и навсегда. Истиной, к познанию которой долгое время шло человечество, и вот, наконец, ее познало. И другой истины быть не может. Это сродни религиозным догматам. Маркс же наглядно показал развитие этой мысли в исторической перспективе. Он просто напомнил, что человечество существовало до капитализма. И пришел к выводу, что капитализм не последняя остановка на пути развития человечества. Что при определенных условиях экономическая формация сменится, как до этого менялись иные формации. Мало того, он увидел появление таких условий. Он заявил, что современный ему мир - порождение человеческой мысли, и не более того. И это было сотрясением основ. Это напугало. Это и была настоящая революция.

Всего лишь метод

Всего лишь метод

Вообще, чем был хорош Маркс, так это тем, что не считал свою теорию окончательной и непогрешимой. Он был уверен в методе. Именно метод давал возможность делать правильные и революционные для своего времени выводы. Об этом говорил его соратник Фридрих Энгельс. Об этом же, но другими словами, говорил Владимир Ленин. Энгельс в одном из писем отмечал, что все миропонимание его соратника не является закостеневшей доктриной, оно не догматично, оно намечает пункты, от которых может оттолкнуться исследователь, и дает ему метод для исследования. Ленин же, излагая программу свою и своих соратников, напоминал, что на теорию Маркса не следует смотреть как на что-то неприкосновенное, что она лишь заложила фундамент для дальнейшего исследования и должна постоянно соотноситься с жизнью.

Непонятое наследие

Непонятое наследие

В самом конце минувшего века британская вещательная корпорация Би-Би-Си провела опрос, в ходе которого выяснилось, что именно Маркса большинство опрошенных полагают величайшим мыслителем даже не столетия, а тысячелетия. А, например, каталог Библиотеки Конгресса Соединенных Штатов утверждает, что Маркс удостоился наибольшего количества научных трудов. Нет такого человека, которому ученое сообщество уделило бы больше внимания. Между тем при жизни философ не был столь популярен. Да и после смерти, как отмечают некоторые исследователи, он был понят не многими. Произошло то, от чего предостерегали Энгельс и Ленин: из живой теории Маркса создали некую догму. Притом создавали иногда ее те, кто знакомился с его трудами посредством пересказа других людей.

Одиннадцать друзей Маркса

Одиннадцать друзей Маркса

После того как в конце 1881 года умерла жена Карла Маркса, он заболел. И болел вплоть до своей смерти в марте 1883 года. У него не было гражданства ни одной страны мира. Он был похоронен в той же могиле, в которой была похоронена его жена. Проститься с ним пришли всего одиннадцать человек. Иногда утверждают, что таких было девять. Можно было бы с грустью в который раз отметить: «Так проходит мирская слава». Но не в этом случае. В этом случае можно сказать, что так проходит мирская жизнь, а вот слава…

Ваша реакция?