Похищения XX века
Произведение, созданное нидерландским художником Яном ван Эйком либо его братом Хубертом, было похищено из Собора Святого Бавона в Генте 10 апреля 1934 года. Подозреваемый в этом преступлении житель Гента, уже будучи на смертном одре, признал свою вину, одновременно сообщив, что тайну местонахождения шедевра он унесет с собой в могилу. В настоящее время алтарь в Генте дополнен копией, сделанной по сохранившимся фотографиям утерянного фрагмента.
Эта картина была, возможно, единственным написанным Рафаэлем автопортретом. В 1798 году полотно перевезли из Италии в Польшу, в собрание князей Чарторыйских. С началом Второй Мировой войны несмотря на все попытки скрыть шедевр от нацистов, «Портрет молодого человека» был обнаружен гестапо и вывезен в музей Гитлера в австрийском городе Линце. После окончания войны обнаружить картину не удалось. Тем не менее, по данным польских властей, эта работа Рафаэля не уничтожена и находится в безопасности, ее местонахождение неизвестно.
Предание гласит, что икона была написана евангелистом Лукой. Впервые она упоминается в 1347 году, когда византийский император Андроник III Палеолог передал образ в дар монастырю города Монемвасия в современной Греции. Во время борьбы греков за независимость от Османской империи в 1821 – 1832 годах икону вывезли в Петербург, где она заняла место в Зимнем дворце. Несколько раз сменив местонахождение, Андрониковская икона оказалась в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, откуда и была похищена в 1984 году.
Образ почитается верующими как чудотворный. Считается, что после удара иконоборца ножом по иконе на шее Богоматери, появилась кровоточащая рана. Литографическая копия иконы хранится в церкви Феодоровского женского монастыря Переславля-Залесского.
Ограбление Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне в 1990 году
В ночь на 18 марта 1990 года был поставлен своеобразный рекорд стоимости шедевров живописи, похищенных за один день – ущерб от преступления был оценен в полмиллиарда долларов. Грабители, переодетые в полицейскую форму, проникли в музей и, обезвредив охранников, вынесли тринадцать экспонатов. Среди похищенных картин оказались три работы Рембрандта и одна – его ученика Говарда Флинка, пять картин Эдгара Дега, произведения Вермеера и Моне. Перед тем, как покинуть музей, преступники уничтожили записи видеокамер. В настоящее время поиски похищенных шедевров продолжаются, а за информацию об их местонахождении объявлено вознаграждение в несколько миллионов долларов.
Изабелла Гарднер – одна из самых знаменитых женщин-коллекционеров, собравшая за свою жизнь около 2500 произведений европейского искусства.
Эта картина считается самой дорогой из когда-либо похищенных. Она была создана Вермеером в период с 1663 по 1666 год. На холсте изображены трое музыкантов: девушка, играющая на клавесине, мужчина с лютней и певица. На полу лежит популярный в XVII веке музыкальный инструмент, родственник виолончели – виола да гамба.
За спиной поющей девушки Вермеер изобразил картину другого великого нидерландского художника – Дирка ван Бабюрена. Эта работа, под названием «Сводня», была размещена по соседству с «Концертом» и во время кражи не пострадала.
Написанная в 1633 году, эта картина стала единственным морским пейзажем работы великого Рембрандта. Композиция на холсте отражает легенду об одном из чудес Иисуса Христа – когда во время переправы с учениками через Галилейское море он укротил разгулявшуюся бурю.
Это произведение – один из образцов раннего творчества Рембрандта, уже тогда демонстрировавшего гениальную передачу действия и эмоций с помощью приемов светотени.
На полотне изображен мужчина, сидящий с блокнотом за столиком кафе «У Тортони» в Париже, где Мане завтракал едва ли не каждый день. Произведение было создано художником в 1878-1880 годах, в период расцвета его творческих сил. «У Тортони» - не просто яркий образец французского импрессионизма, это еще и «портрет эпохи», отражение одной из граней социальной и культурной жизни Парижа конца позапрошлого века.
Ограбление Музея Кюнстхал в Роттердаме 16 октября 2012 года
Из музея в этот день вынесли работы Матисса, Пикассо, Моне и Гогена, примерная стоимость похищенных произведений составила сто миллионов долларов. Все пропавшие картины сразу же были внесены в базу украденных произведений искусства, что должно было затруднить преступникам их сбыт. На след подозреваемых в похищении вышли быстро – уже в январе 2013 года были арестованы и подвергнуты допросам и обыскам шестеро вероятных похитителей. По сообщению матери одного из возможных преступников, Ольги Догару, она обнаружила и сожгла картины, опасаясь разоблачения своего сына. Правоохранительными органами это заявление ставится под сомнение, да и сама Догару позже отказалась от своих слов – а потому, возможно, шедевры до сих пор не уничтожены.
Картина была создана в 1919 году – в этот период Матисс писал в приглушенных тонах, предпочитал на полотнах серые и черные оттенки. Картина появилась уже в зрелый период творчества Матисса, когда за спиной художника был опыт творчества в стиле импрессионизма, фовизма, а также путешествие на Восток и осмысление увиденного на холстах. Особая ценность «Читающей девушки» - в том, что она представляет собой важный этап в восприятии богатого творческого опыта художника.
Обе картины были написаны художником-импрессионистом в 1901 году. Выполненные в схожей манере, они входят в серию цикла «лондонских туманов», созданного Моне в период между 1900 и 1904 годами.
По мере вглядывания в изображение на холсте, очертания моста начинает будто бы выплывать из тумана, становиться отчетливее, выделяться из плотного и тягучего, почти осязаемого фона. Моне писал лондонские мосты при разном освещении и в различную погоду, около тридцати семи работ посвящены мосту Черинг-Кросс.
Картина была написана в 1971 году, когда Пикассо было уже девяносто. После того, как Ольга Догару отказалась от своих показаний об уничтожении полотен, появилась информация, что «Голова Арлекина» найдена в одном из румынских уездов. К сожалению, привезенная оттуда картина оказалась подделкой.
Возможно, однажды эти и другие похищенные шедевры вернутся на свои места и снова станут достоянием всех ценителей искусства. А пока красноречивее любых слов выглядят пустые рамы, еще не так давно оформлявшие великие шедевры.