Интересно, что при изготовлении коробочек для лаковых миниатюр используется не дерево, а папье-маше. Поэтому, чтобы отличить настоящее изделие мастеров от дешевой подделки, можно аккуратно похлопать крышкой – звук должен получаться особенный, немного глуховатый.
Первое производство в подмосковном селе Федоскино основал купец Петр Коробов в конце XVIII века. Сначала на фабрике производили армейские козырьки из папье-маше. Затем предприимчивый купец побывал в Германии на фабрике Штобвассера и загорелся идеей расширить свое производство. Он привез в Россию несколько иностранных мастеров и выделил им для обучения деревенских мужиков, показавших талант к этому делу.
Из жеваной бумаги, как тогда называли папье-маше, стали изготавливать коробочки, шкатулки, табакерки и бисерницы. Сначала на коробочки просто наклеивали картинки. Расписывать вручную их стали с 1814 года. Позднее фабрика перешла к зятю основателя купцу Лукутину. Он-то и поднял планку мастерства для художников на новый уровень. После этого федоскинские мастера получили право ставить на изделиях герб – золотого двуглавого орла.
Темами для миниатюр становились сценки из деревенской жизни и эпизоды русских сказок. Также на коробочках изображали копии картин великих русских мастеров. Символом федоскинской миниатюры считается русская тройка.
Изготавливаются шкатулки из папье-маше по особой старинной технологии, которая позволяет делать их прочнее деревянных. По весу, кстати, они также сравнимы с натуральной древесиной, хотя делают такие коробочки из картона. Его наматывают на основу, промазывая каждый слой клеем и прессуют. После сушки изделие вымачивают в льняном масле, еще раз сушат и шлифуют. Мастера дают для своих изделий 100-летнюю гарантию. Такое папье-маше выдерживает даже кипяток и не боится грибка.
Для росписи шкатулок только федоскинские мастера используют масляные краски. Остальные школы русской лаковой миниатюры рисуют яичной темперой. Отличием этого старинного стиля является объемность. Она достигается за счет того, что между слоями рисунка – замалёвком, перемалёвком, основным слоем и бликами лежат слои лака. Всего за время росписи на изделие наносится около пятнадцати-двадцати слоев. Каждый из них высушивается, на некоторых этапах лаковые слои шлифуются. Еще одна особенность федоскинской живописи – это особый блеск. Он достигается за счет того, что из-под рисунка просвечивает первый слой – золотая, серебряная фольга или натуральный перламутр
В среднем на изготовление одного изделия уходит от 4 до 6 месяцев. Каждой миниатюре присваивается индивидуальный номер. Ее подлинность подтверждается сертификатом с личной подписью художника.
За свою долгую историю федоскинское производство переживало несколько взлетов и падений. С 1945 года при фабрике работает экспериментальная мастерская, в которой ученым удалось возродить старинные прикладные техники: скань, цировка, роспись по перламутру и др. Кроме того, в Федоскино обучают мастеров росписи и действует музей лаковой миниатюры.