Левитан – не только пейзажи, а Айвазовский – это не только море: ломаем стереотипы о творчестве художников-классиков
815
просмотров
Зачастую имена русских художников ассоциируются с жанрами, которые были их творческим амплуа на протяжении всей карьеры. Именно в этих жанрах они стали непревзойденными ассами художественного мастерства. Так, для многих зрителей - если Левитан, то, непременно, - пейзажная лирика средней полосы России, если Айвазовский - то завораживающая морская стихия Черного моря, а Кустодиев и вовсе не мыслим вне яркого праздничного лубка. Но, сегодня мы сломаем сложившиеся стереотипы и приятно удивим вас.

Исаак Ильич Левитан - мастер натюрмортного жанра

Исаак Ильич Левитан - мастер натюрмортного жанра Автопортрет. (1885 год). Художник Исаак Левитан.

Оказывается, великий русский пейзажист Исаак Ильич Левитан (1861—1900) оставил в своем творческом наследии не только свои знаменитые пейзажи, но и удивительные цветочные натюрморты, которые потрясают зрителя своей изысканностью, простотой и натуральностью. Невзирая на их немногочисленность(их количество составляет около трех десятков), они невероятно ценны - как произведения живописного искусства, созданные в эпоху русского передвижничества.

Лесные фиалки и незабудки. (1989 год). Холст, масло. 49х35. Третьяковская галерея. Художник Исаак Левитан.

Что любопытно, в те годы известные маститые художники натюрмортной живописью практически не увлекались. Натюрморт, как отдельный жанр, практически был уделом салонной, а зачастую рыночной живописи. Именно поэтому, натюрморты Левитана на фоне весьма слабого развития этого жанра в России во второй половине 19 века невероятно интересны и имеют весомую художественную ценность.

Васильки. (1994 год). Бумага, пастель. Художник Исаак Левитан.

На полотнах художника мы видим скромные букеты полевых цветов, а также гроздья сирени, написанные с удивительной нежностью и теплотой. Складывается впечатление, что в простых по сюжету и композиции натюрмортах воссоздана сама стихия цветения жизни на земле.

Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия... Мастерская художника после лесных пленэров превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами», - говорил мастер.

«Одуванчики». (1989 год.) Холст, масло. 59х42,5. Художник Исаак Левитан.

Свой первый натюрморт - "Одуванчики", который стал самым известным, Левитан написал в 1889 году. В то время он жил в Плесе, небольшом тихом местечке на Волге, вместе со своей ученицей Софьей Кувшинниковой. Возвращаясь с прогулок или же пленэров, они приносили букеты разных цветов и за несколько часов создавали очаровательные цветочные натюрморты.

А однажды художник бережно принес в мастерскую охапку почти отцветших одуванчиков. Ярко-желтые лепестки этих солнечных цветов практически уже осыпались, остался лишь легкий пушистый ореол вокруг головок, вот-вот готовый слететь с них. Буквально очарованный этими хрупкими цветами, вернее тем, что от них осталось, Левитан вдохновился и создал потрясающий живописный букет, поместив его в обычном глиняном кувшине, громоздкость которого лишний раз подчеркнула утонченность и хрупкость чуда, созданного природой.

«Ненюфары» (Водяные лилии). Художник Исаак Левитан.

А на полотне «Ненюфары» Левитан буквально крупным планом "запортретировал" водяные лилии, плавающие на поверхности воды, тонкие ножки которых уходят в темную прозрачную глубь. Поистине потрясающая работа мастера.

Белая сирень. Этюд. Бумага, пастель. Художник Исаак Левитан.

Левитан разговаривал с природой на одном языке, и она отвечала ему своей трепетной и нежной любовью. Современники художника вспоминали: когда уходил из жизни, исстрадавшийся из-за смертельной болезни Исаак Ильич, природа будто устроила прощание с живописцем, воспевавшим ее. В тот год в садах во второй раз - только уже летом, расцвела сирень. И, глядя на это чудо из окна своей комнаты, Левитан признался: "Я много выстрадал, многое постиг и многому научился, благодаря природе"...

Сирень. (1993 год). Бумага, пастель. 59 х 48. Художник Исаак Левитан.

Любопытства ради, вы можете также ознакомиться с малоизвестными пейзажами великого русского пейзажиста Исаака Левитана в нашем обзоре: Безграничная любовь к природе на картинах классика русского пейзажа Исаака Левитана.

Борис Михайлович Кустодиев. Автопортрет.

Весь мир знает Кустодиева, как певца веселых народных гуляний, праздничных ярмарок, сценок из провинциальной жизни русского народа, одним словом - всего того, что стало фирменным стилем этого художника, его авторской тематикой в живописи. Но, Борис Михайлович совершенно мало известен широкому кругу зрителей, как Кустодиев-портретист.

И это, невзирая на то, что писал он портреты всю свою жизнь. На них - и близкие люди, и ученые, и писатели, и артисты. Фактически весь "Серебряный век" русской культуры в лицах нашел свое отражение в портретной живописи художника.

Портрет Е.Е.Лансере. (1913 год)./ «Портрет госпожи Т.» (Марии Ивановны Тарлецкой). (1912 год). Художник Борис Кустодиев.

Что любопытно, в большинстве своем портреты кисти великого Кустодиева выполнены в классической манере, в особенности в ранний период его творчества. Они совершенно не соответствуют знакомой всем манере живописца. Позже, спустя годы, мастер начал использовать в портретной живописи свой фирменный яркий колорит, свойственный для русского лубка.

Тем не менее, даже эти портреты, отличающиеся оригинальностью, написаны легко и свободно, а портретируемые персонажи на полотнах художника весьма натуралистичны и узнаваемы. (Вспомнить хотя бы самый знаменитый портрет Федора Шаляпина на фоне заснеженного города).

Портрет И.Я.Билибина. (1901 год). Художник Борис Кустодиев.

"Похожий портрет - это такой портрет, который внутренне похож, который дает представление о сущности данного человека. И тут нужно предоставить художнику возможность выражать свое понимание этой сущности", - говорим мастер.

Портрет композитора Д.В.Морозова. (1919 год). / Портрет И.Е.Репина. Этюд. (1902 год ). Художник Борис Кустодиев.
Портрет М.А.Волошина (1924 год). Художник Борис Кустодиев.
Портрет Любови Борисовны Боргман. (1915 год). / Портрет Р.И.Нотгафт. (1914 год). Художник Борис Кустодиев.

В каждой своей работе Кустодиев ярко и мастерски передал характерные особенности изображаемых им людей. Стоит также упомянуть, что многие из них написаны по памяти - по причине того, что художник страдал тяжелым физическим недугом и не мог выходить из дома. А специально оборудованная для него комната-студия не позволяла приглашать моделей для позирования в силу своей малогабаритности.

Портрет профессоров П.Л.Капицы и Н.Н.Семенова. (1921 год.) Художник Борис Кустодиев.

Если вспомнить историю, то нужно отметить, что период творчества Бориса Михайловича в последние годы его жизни пришелся на трудное для России время, когда художник, лишенный возможности передвигаться, претерпевая страшные боли и страдания, вынужден был голодать и испытывать нужду даже в малом. Но, невзирая ни на что, он до последнего вздоха оставался по-настоящему жизнелюбивым и ярким живописцем своего времени.

Портрет скульптора и архитектора И.С.Золотаревского. (1922 год). Художник Борис Кустодиев.

Восхитительные зимние пейзажи Бориса Кустодиева в стиле русского лубка вы можете посмотреть в нашем обзоре:  Виртуозы Бориса Кустодиева: как известный живописец написал великолепный зимний пейзаж «на слух».

Айвазовский - мастер зимних пейзажей

Айвазовский - мастер зимних пейзажей Автопортрет. 1881 год. И.К.Айвазовский.

У многих из нас имя гения русской марины ассоциируется лишь с морскими пейзажами, которым Айвазовский посвятил всю свою жизнь. Однако не многим известно, что писал он и удивительно волшебные зимние пейзажи. К слову, картины на эту тематику в наследии художника представляют собой большую ценность, ввиду их малочисленности.

Исаакиевский собор в морозный день.(1891). Автор. И.К.Айвазовский.

Глядя на подборку этих уникальных работ, понимаешь, что Айвазовский - настоящий мастер своего дела. Он с помощью умелого подбора цветовой гаммы сумел передать особую красоту зимы. Используя в своих работах все оттенки белого, серого, голубого, розоватого и даже черного, художник передал особое очарование природы и звенящую тишину. Его полотна невероятно живы. Кажется, еще мгновение, и мы почувствуем дуновение зимнего ветра, услышим шорохи леса и ощутим на себе прохладу от тающей снежинки.

Раздача продовольствия. 1892 г. Автор: И.К.Айвазовский.
Зимний обоз в пути. (1857). Автор. И.К.Айвазовский.

Без преувеличения можно сказать, что каждый пейзаж Ивана Константиновича, будь-то маринистический или ландшафтный – это настоящее открытие красоты русской природы и ее завораживающих стихий.

Зимний пейзаж. (1876). Автор. И.К.Айвазовский.

В продолжение темы о великом русском мастере марины, читайте: Запрещенное искусство Айвазовского: почему две картины от этого гениального мариниста по сей день запрещено показывать в России?

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится