«Мать не только рожает, но и рождает. Если бы она только рожала, она не была бы творцом рода человеческого...»,- писал В. А. Сухомлинский. Поэтому вся история человеческой цивилизации, ее расцвет и упадок тысячелетиями была непосредственно связана с отношением матери к своему детенышу.
Любовь Корниловна Маковская.
Мать живописцев Константина, Владимира, Николая и Александры Маковских - Любовь Корниловна Молленгауэр, была удивительной и талантливой женщиной. Она имела прекрасное сопрано и выступала в дуэтах с известными композиторами и певцами, преподавала пение в консерватории.
В Москве в 1840-е годы дом Маковских слыл своеобразным культурным центром. Все дети воспитывались в творческой атмосфере и азы художественного и музыкального образования они получили дома от родителей. Константин - самый знаменитый из династии Маковских, унаследовал таланты и матери-певицы и отца-художника. Музыка была его второй стихией, но все же делом всей его жизни стала живопись.
Татьяна Степановна Репина.
Мать художника И. Е. Репина - Татьяна Степановна (урожденная Бочарова) была «солдатской женой». Ей одной пришлось растить и воспитывать своих детей, и чтобы дать им образование, она не брезговала даже самой дешёвой и грязной работой.
А когда сыновья были еще маленькие, Татьяна Степановна организовала домашнюю школу, где обучала своих и соседских детей. Да и мастерицей была она на все руки: и шубы шила на заячьем меху, и расписывала пасхальные яйца под заказ.
Невзирая на беспросветную нищету, Татьяна Степановна старшего сына Илью отдала на обучение к иконописцу, а затем отправила в столицу в рисовальную школу. А меньшего - в Петербургскую консерваторию. Позже он много лет будет играть в Мариинском театре.
Прасковья Федоровна Сурикова
Мать Василия Сурикова - Прасковья Федоровна была представительницей старинного казачьего рода Торгошиных, основавших Торгошинскую станицу на берегу Енисея, что возле Красноярска. И когда купец П. Кузнецов предложил ей отправить сына Васеньку в Санкт-Петербург для обучения в Академию искусств, Прасковья Федоровна без тени сомнения благословила юношу в дальнюю дорогу. Она всячески поощряла стремление сына к занятиям живописью.
Суриков же с глубочайшей любовью запечатлел свою мать, «удивительную», простую русскую женщину, создав ее трогательный портрет. Он придал ее чертам необычайную простоту, искренность, скромность и теплоту, а еще наложил на ее облик отпечаток трудной и печальной жизни.
Анна Лукинична Веницианова.
А это мать Алексея Венецианова, Анна Лукинична (урожденная Калашникова), дочь московского купца. Одним из первых произведений начинающего художника стал ее портрет. Она явно принарядилась и позирует сыну в терракотовом платье и атласном чепце. К этому моменту Алексей был художником-самоучкой ему было всего 22 года. Это позже он станет придворным живописцем и прославится.
Акулина Ивановна Иванова - мать художника Василия Григорьевича Перова
Василий Перов был внебрачным сыном барона Григория Карловича Криденера и тобольской мещанки Акулины Ивановой. Мать с отцом обвенчались только после того, как на свет появился их сынишка. Потому барон не смог сделать первенца наследником фамилии и титула. И Василию досталась фамилия «Перов», которая была придумана местным дьячком, так как мальчишка еще в детстве виртуозно владел пером.
Однако маленький Вася отлично не только писал, а и пытался рисовать кисточкой. Родители, видя художественный дар сына, особо не перечили ему, хотя Акулине Ивановне все казалось, что художество - дело ненадежное. Тем не менее именно она повезет сына в Москву для поступления в художественное училище.
Рипсимэ Айвазян - мать Ивана Айвазовского.
Мать Айвазовского звали - Рипсиме. Она воспитала шестерых детей. А весь город знал ее как искусную вышивальщицу. Она целыми днями сидела с иголкой в руках и пяльцами, согнувшись над вышиванием. А маленькому Ивану приходилось помогать своей матери: он относил ее вышивки в богатые дома, где жили толстые, спесивые барыни, которых мальчишка недолюбливал. Ведь из-за их нарядов его мама должна была трудиться и днями и ночами, не покладая рук. Иван наспех вручал заказчицам их свертки с рукоделием и быстро убегал.
Анна Пантелеевна Петрова-Водкина
Мать Петрова-Водкина - Анна Пантелеевна работала горничной у местной помещицы, и как-то при удобном случае показала архитектору Мельцеру рисунки своего талантливого сына. Мельцер заинтересовался живописью Кузьмы, а потом и вовсе увез его в Петербург, где дал хорошее художественное образование. К тому же помещица Казарина ежемесячно отправляла юному дарованию по 25 рублей стипендии.
Екатерина Прохоровна Кустодиева
Мать художника Б. М. Кустодиева - Екатерина Прохоровна (урожденная Смирнова) осталась без мужа в 25 лет с тремя детьми на руках и донашивала четвертого. Екатерине Прохоровне пришлось не сладко, она подрабатывала шитьем и вышиванием, а по праздникам играла на фортепиано в богатых домах, давала уроки музыки чужим детям, чтобы поднять своих и обеспечить их всем необходимым. Мать Кустодиева всегда с благодарностью вспоминала своих родителей, научивших ее всему тому, что дало возможность выжить ее семье в тяжкие времена.
И невзирая на все материальные трудности, она дала своим детям прекрасное воспитание. Екатерина Прохоровна целенаправленно раскрывала таланты своих детей, сама была их первым учителем живописи, так как неплохо рисовала. К тому же все ее дети знали толк в музыке и играли на различных музыкальных инструментах.
Людвига Александровна Малевич.
Мать Казимира Малевича – Людвига Александровна родила 14 детей, но только девятеро из них дожило до зрелого возраста. Именно она, увидев в сыне художественный талант, на его 16-летие подарила первый набор из 54 красок. До того сыну приходилось рисовать чем придется: "...он всегда что-то рисовал. Постоянно толок в ступке то синьку, то дубовую кору. Разводил краски, вязал кисточки из куриных перышек, из ниток... Когда не было бумаги, мог начать "малевать" свои картинки прямо на беленой стене..."
Нужно отметить роль матери Малевича в судьбе еще одного таланта. Это был друг Казимира - Николай Рославец, мальчик из неудачной семьи, мечтавший стать музыкантом. Людвига Александровна по доброте душевной купила ему скрипку, а Николай когда вырос стал дирижером, композитором и педагогом.
Мария Пикассо Лопес
Мать Пабло - Мария Пикассо Лопес. Именно от нее он унаследовал фамилию, с которой вошел в мировую историю искусства. Будущему изобретателю кубизма, когда он написал этот портрет матери, было всего 15 лет! Удивительно, не правда ли?
Пылкая и жизнерадостная донья Мария являлась душой их дома,а маленький Пикассо был точной копией своей матери и властелином ее души. Мария свято верила, что нет в мире ребёнка прекраснее нежели ее сын. «Он был настолько красив, словно ангел и демон одновременно, что от него трудно было отвести взгляд», — говорила она. Мария сочиняла и рассказывала сыну сказки, которые, по признанию самого художника, пробудили в нем желание к творчеству. Уверенность матери в его непревзойденном таланте передавалась и самому Пикассо. «Если выберешь карьеру военного, то обязательно станешь генералом, а если пойдёшь в монахи, то в будущем станешь Римским папой!» — говорила ему мать. Беспрекословная вера и невероятная мощь материнской любви сотворили феномен Пабло Пикассо как великого художника.
Анна Ван Гог (Корбентус)
А это мать Ван Гога - Анна. Винсент написал этот портрет для сестры Вильгельмины, которая прислала ему одну из последних фотографий матери с просьбой написать живописную копию.
Существует лишь этот портрет, о котором доподлинно известно, что на нем изображена Анна Ван Гог (Корбентус). С семьей Винсента связывали сложные и неровные взаимоотношения. Несмотря на то, что художник написал множество автопортретов и портретов, члены семьи непонятным образом оказались за пределами его полотен.
Людмила Сергеевна Шилова
Отец Александра рано умер, а Людмиле Сергеевне троих детей пришлось растить одной.
Она с ними, а также со своей матерью и свекровью жила в крохотной комнатушке, испытывая беспросветную нищету. Людмила Сергеевна работала воспитательницей в детсаду, а бабушки сторожами. "Стыдно было в 16 лет понимать, что тебя кормят женщины", - не раз потом с горечью вспоминал те тяжелые для их семьи времена художник. Потому и пришлось Александру оставить занятия живописи во Дворце пионеров и пойти работать на предприятие грузчиком. Он бесконечно ценил то, сколько жизненных сил пришлось отдать его матери, чтобы он стал тем, кем он стал, спустя годы.