Они не просто мчатся спасать мир от очередного Таноса или кого-то похожего, а попадают в водоворот событий, который должен привести их к логическому завершению.
Конечно, сами миры в таком фэнтези часто представлены в готическом стиле, а история должна вселять в человека ужас. Важно, что темное фэнтези отличается от мистики и прочих жанров тем, что в нём не происходят события, нарушающие законы мироздания. Всё, что там творится, является вполне естественным для мира и его обитателей. Но при этом в такой вселенной может быть буквально ад на земле, в котором и живут далеко не однозначные герои.
1 Серия «Молот и крест», Гарри Гаррисон
Гарри Гаррисон и его товарищ Джон Холм знают, что лучшая история — это та, которая имеет основу на реальных событиях. А еще лучше, если она о набегах викингов на Англию в IX веке. Для тёмного фэнтези эта тема самая плодородная. Люди в то время резали и кидали друг друга со страшной силой, к тому же они верили в разных богов и демонов, что позволяет авторам, применив немного фантазии, превратить это в мифическую и жуткую историю.
Магия и чудовища здесь представлены так же, как и в «Игре престолов»: они не повсеместны, но вполне реальны, что позволяет автору пользоваться этими силами для продвижения сюжета, при этом оставляя мир похожим на наш. К тому же сама история связана со взглядом на разные религии и их влиянием на человека. Не нужно говорить, что в те времена люди верили в сверхъестественные силы, и автор вовсю использует эту особенность общества того времени, воплощая легенды в реальность.
Сюжет повествует о приключениях юного короля Англии Шефа Сигвардссона, который вынужден столкнуться с одним из самых страшных бедствий того времени — нашествием викингов. Ему предстоит с головой окунуться в политику, интриги и войну, чтобы сохранить то, что он любит, а заодно и приумножить свою власть и богатство. Если вселенные из сериалов «Викинги» и «Игра престолов» тебе по душе, то пропускать «Молот и крест» никак нельзя.
2 «Черный отряд», Глен Кук
Серия из одиннадцати романов Глена Кука о Черном отряде считается классикой темного фэнтези. Читателю предлагают историю, где нет очевидного главного героя. Здесь речь идёт о группе личностей, каждая из которых желает добиться своего, да и героями назвать их получается с трудом. Они наёмники из Черного отряда, которые за звонкую монету готовы сделать что угодно, параллельно пытаясь решить свои личные проблемы.
Мир, в котором они живут, далёк от идеала. А если точнее — всем буквально правит зло во плоти, которое, в свою очередь, противостоит еще большему злу. Тёмная империя, во главе которой стоит могущественная Госпожа, сотрясается от гражданской войны. Орды недовольных раздирают страну на части; ими руководят волшебники, каждый из которых, прикрываясь красивыми словами, старается добиться собственных целей, и «свобода и равенство для всех» уж точно в них не входят. Для противостояния восставшим Госпожа нанимает кого только можно, в том числе и наших героев.
Если тебя не пугает жесткость и разврат, то можешь смело погружаться в историю Черного отряда — разочарованным ты точно не уйдёшь.
3 «Земной круг», Джо Аберкромби
Любая история — неважно, рассказана она в фильме или книге, — должна цеплять своими персонажами, заставлять им сопереживать. А лучше всего мы сопереживаем тому герою, с которым можем себя ассоциировать. Он ведёт себя как мы, говорит как мы и поступает так, как могли бы поступить мы. Именно про таких людей и пишет Джо Аберкромби: алчные жаждут власти и делают всё, чтобы её получить, обманутые хотят справедливости, жертвы — возмездия.
Если речь идёт о солдатах, то ты видишь именно солдат, которые поступают как люди на войне, а не как статисты «Звёздных войн». А если речь идёт о человеке, который лишился всего, то он мстит своим обидчикам самым страшным образом, не тратя силы на размышления об этике. Этим и цепляет «Земной круг», ведь здесь без прикрас описана жизнь обычных людей, которые попали в круговорот страшных событий и пытаются из него вырваться всеми силами.
4 «Князь пустоты», Ричард Скотт Бэккер
Все мы знаем, что мир Средневековья был жесток и несправедлив, но не все представляем насколько. Ричард Скотт Бэккер смог довести этот ужас до абсолюта. В «Князе пустоты» он описывает поведение самых жутких монстров из всех, которых только можно придумать, — людей. В этом ему помогает авторский талант, при помощи которого он смог передать самые неприятные события во всей их красе, притом не прибегая к простому описанию изнасилований или убийств, а создавая атмосферу гнетущей неотвратимости и безысходности.
Скотт создал вселенную, в которой жестокость является обыденностью. Его герои существуют в настоящем тёмном фэнтези, где конец света — это еще не самое плохое, что может случиться. Само повествование, в отличие от предыдущих произведений, неторопливо, что выделяет «Князя пустоты» среди прочих. Если тебе не чужда философия и надоели сухие героические фэнтези, то эта книга как раз для тебя.