За рубежом ее называли «русской женой Пикассо», но на самом деле Ольга Хохлова родилась на территории современной Украины, которая тогда была частью Российской империи – в городе Нежин. Ее отец, Степан Хохлов, был полковником царской армии. Детство Ольга провела в Нежине, а затем отца перевели в Санкт-Петербург. Там Хохлова начала заниматься балетом в частной школе. Несмотря на то, что это случилось достаточно поздно для танцовщицы – в 14 лет – ее усердность и настойчивость вскоре привели ее в труппу Сергея Дягилева. Главные партии создатель «Русских сезонов» ей не доверял, но включил в первый состав кордебалета.
Начиная с 1911 г. Ольга Хохлова вместе с труппой гастролировала в Европе и в США. Тогда она еще не предполагала, что останется жить за границей. В 1915 г. она в последний раз навестила родных в России, а затем снова уехала в зарубежное турне. О ее творческих способностях современники оставили очень противоречивые отзывы: одни называли ее посредственной танцовщицей, попавшей в труппу Дягилева только из-за благородного происхождения, другие утверждали, что руководитель-перфекционист никогда бы не потерпел на сцене бездарных артисток, и чего уж точно было не занимать Хохловой, – так это трудолюбия и хорошей техники.
Их знакомство с Пабло Пикассо состоялось в Риме в 1917 г., где оба работали над постановкой дягилевского балета «Парад» – Пикассо участвовал в создании декораций. Художнику было на тот момент 35 лет, танцовщице – 25. Многие его знакомые удивлялись тому, почему он увлекся именно этой балериной, которую называли бесцветной и заурядной. А Пикассо, впервые увидев Хохлову, воскликнул: «Выглядите потрясающе!» Однако его пыла танцовщица поначалу не разделяла – она была целомудренной и не спешила отвечать на его ухаживания. Сергей Дягилев предупредил художника: «Осторожно, на русских девушках надо жениться!»
Из Рима они отправились на гастроли в Испанию, где Пикассо представил избранницу своей матери, и ее реакция оказалась неожиданной. Она сказала Ольге: «Бедная девочка, ты понятия не имеешь, на что обрекаешь себя. Будь я твоей подругой, то посоветовала бы не выходить за него ни под каким предлогом. Я не думаю, что с моим сыном, который озабочен только собой, сможет быть счастлива хоть одна женщина». К сожалению, она оказалась права, только Ольга поняла это спустя годы.
Тем временем в России произошла революция, и Ольга оказалась отрезанной от своей семьи – вернуться на родину она уже не могла, и связь с близкими была утрачена на долгие годы. Позже она узнала, что ее отец и трое братьев погибли, а мать с сестрой перебрались в Грузию. Пабло Пикассо оказался ее единственной опорой и поддержкой за границей. В 1918 г. Ольга Хохлова стала женой Пикассо. По настоянию мужа, с тех пор она больше не выходила на сцену. В 1921 г. у пары родился сын Поль (Пауло).
Очень скоро художник понял, что они – совершенно разные люди. Ольга была увлечена круговертью светской жизни, балами и приемами, а ему это быстро наскучило. Одной своей знакомой Пикассо признался: «Понимаешь, Ольга любит чай, икру и пирожные. А я – сосиски и фасоль». Фактически их брак продержался всего 10 лет, хотя официально они оставались мужем и женой до конца дней Хохловой. В 1927 г. художник познакомился с 17-летней Мари-Терез Вальтер, которая стала его любовницей, а через несколько лет родила ему ребенка.
Ольга устраивала сцены ревности, только это было уже бесполезно – муж не только потерял к ней интерес, но вскоре даже не скрывал своего раздражения и презрения. Она съехала из их квартиры, но поручила своему адвокату сделать опись всего имущества художника на случай развода. Из-за этого Пикассо так и не решился с ней развестись – боялся потерять половину своего состояния и картин, что было предусмотрено брачным договором. Позже, объясняя причины их расставания, художник сказал: «Она слишком многого от меня хотела... Это был наихудший период в моей жизни».
Многие общие знакомые семьи утверждали, что после расставания с Пикассо у Ольги помутился рассудок. Полностью посвятив себя семье, она так и не научилась жить самостоятельной жизнью. Пабло навсегда остался для нее единственным мужчиной. Ольга повсюду преследовала мужа, останавливала на улицах, выкрикивая ругательства, присылала десятки писем с фотографиями сына, переехала вслед за ним в Канны. От этого его раздражение только росло. Свою злость он вымещал в картинах – постепенно Ольга на них превратилась из прекрасной богини в салонную кокетку, а затем – в мегеру с искаженными чертами лица, а то и вовсе в деформированного монстра. А самым страшным стало то, что она оказалась не нужна даже сыну – с детства окружив его чрезмерной опекой, мать вызывала в нем только агрессию и пренебрежительное отношение.
В 1953 г. Ольга Хохлова узнала о том, что серьезно больна – у нее был рак. Последние месяцы она провела в больнице, передавая через всех знакомых просьбы о том, чтобы муж ее навестил. Но он так ни разу к ней и не приехал. Ее последние дни были страшными – Ольга осталась совершенно одна. Все знакомые от нее отвернулись. Пауло попал под влияние отца и, по сути, отказался от своей матери, о чем рассказывала позже его дочь Марина: «И даже когда бабушка заболела раком, он продолжал игнорировать ее и никогда не навещал, очевидно, боясь гнева Пикассо. Она умерла очень одинокой».
Все, что у нее осталось от прежней жизни, – сундук с костюмами, письмами и фотографиями, которые она постоянно перебирала, вспоминая о счастливом прошлом. 11 февраля 1955 г. Ольга Хохлова скончалась в возрасте 64 лет. Пикассо не приехал на ее похороны. А спустя 20 лет их сын Пауло умер от цирроза печени, вызванного алкоголем и наркотиками.