Памятник Минину и Пожарскому: главный краудфандинговый проект XIX века в деталях
707
просмотров
Сегодня публика сразу замечает на новых монументах исторические неточности. Чертеж не того автомата на постаменте — и все, уважения к скульптору больше нет. А в период классицизма общество, наоборот, с трудом осознало, что героев Нового времени можно не рядить в хитоны и туники

13 января 2022 года в Москве для проведения реставрации демонтировали с постамента установленный на Красной площади памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Памятник был перенесен на реставрационно-монтажный стол внутри павильона, возведенного ранее над скульптурной композицией. Завершить реставрацию памятника планируют в конце 2022 года.

Памятник Минину и Пожарскому Бронза, гранит. 1804–1818 Находится на Красной площади в Москве

Памятник Минину и Пожарскому работы Ивана Мартоса — это своего рода краудфандинговый проект XIX века. Идея создать такой монумент на народные деньги возникла в 1803 году на заседании петербургского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Тогда публицисты призывали очарованных Античностью деятелей искусства обратиться к сюжетам из отечественной истории. Горожанин Кузьма Минин и полководец князь Дмитрий Пожарский были идеальными героями: в годы Смутного времени, в начале XVII века, один организовал, а другой возглавил ополчение, освободившее Москву от иноземных захватчиков. В 1804 году Мартос представил первый скульптурный эскиз. Однако проект решили отложить. В 1808-м за дело взялись нижегородцы. Провели конкурс эскизов, и работа Мартоса была признана лучшей. Императорским указом объявили сбор средств по народной подписке, имена жертвователей публиковались в прессе.

Изначально монумент хотели поставить в Нижнем Новгороде, где Минин призвал народ сформировать ополчение. Но в 1811 году решили, что место памятнику в Москве. Это был первый скульптурный монумент в городе. Сначала он стоял близ торговых рядов (в наши дни — территория ГУМа), и Минин указывал рукой на Кремль, в котором в 1610–1612 годах засели враги. Однако в 1930-е памятник перенесли на нынешнее место, к Покровскому собору.

1. Минин. Одежда представителя народа уже не настолько стилизована под античную. Туника Минина с каймой напоминает рубаху; на нем порты. К тому же у Минина русская стрижка «в скобку». Но правильные черты лица нижегородца как будто скопированы с античных изображений богов и героев: в классицизме такая внешность — знак нравственной цельности персонажа.

2. Меч. За него держатся оба героя: они готовы дать отпор врагу вместе. Оружие в ножнах похоже на изображения античных мечей на гравюрах конца XVIII века с римскими древностями (в частности, работы Джованни Баттисты и Франческо Пиранези).

3. Пожарский. На первом эскизе герои стояли рядом, однако скульптора раскритиковали: не следует уравнивать выходца из народа с князем. И Мартос решил изобразить Пожарского сидящим, еще не совсем оправившимся от ран, полученных в битвах с поляками. Нижегородцы призвали талантливого военачальника возглавить ополчение, когда он лечился в своем имении в Мугрееве.

4. Эксомида. Пожарский одет в хитон на одно плечо, как носили спартанские воины: по канонам классицизма благородного героя следует изображать в античном наряде.

5. Портрет скульптора. Самого Мартоса в облике горожанина, отправляющего в ополчение сыновей, изобразил его ученик Самуил Гальберг. Античные сюжеты о родителях, жертвующих на благо отечества собственных детей, были близки скульптору. Один его сын участвовал в Отечественной войне 1812 года, а другой, находясь на стажировке в Европе, попал в плен к наполеоновским солдатам и погиб в 1813-м.

6. Подвиг Минина. Сюжет переднего барельефа — нижегородцы по призыву земляка сдают деньги и драгоценности, чтобы собрать ополчение. Их движения торжественны, словно они античные граждане, совершающие священнодействие.

7. Памятная надпись. Ее текст «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818» Александр Пушкин критиковал за излишнюю лаконичность: не упомянуты ни имена героев, ни статус Минина.

ПАМЯТЬ
Че Минин

В феврале 2017 года нижегородцев спросили, кого из исторических личностей они считают своим главным героем. Большинство выбрало Кузьму Минина. С 15 марта по 15 апреля проводился конкурс «Рисуем Минина», одним из организаторов стало отделение Русского географического общества в Нижнем Новгороде. По условиям портрет исторического деятеля должен был выглядеть как яркий и узнаваемый логотип. На конкурс прислали 73 работы. Главный приз, 50 тысяч рублей, достался Артему Скрябину, дизайнеру из Ижевска. По словам победителя, его источники вдохновения — картина Константина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам» и культовое изображение революционера Че Гевары в берете.

8. Подвиг Пожарского. На барельефе с задней стороны ополченцы во главе с Пожарским изгоняют поляков из Москвы. И снова античные одеяния сочетаются со стилизованными русскими шлемами и изображением на щите Богоматери — заступницы русских воинов.

9. Шлем. Единственная деталь облачения Пожарского, напоминающая внешним видом, что он русский князь.

10. Щит. Он выглядит как эгида древнегреческой богини Афины, только на месте головы горгоны Медузы находится орифламма с изображением Спаса Нерукотворного.

Иван Петрович Мартос

1754 — родился в городке Ичня (Украина) в семье обедневшего помещика.
1764–1773 — учился в петербургской Академии художеств.
1773 — уехал стажироваться в Рим.
1779 — вернулся в Россию, начал преподавать в Академии художеств.
1780 — изваял бюст своего покровителя, графа Никиты Панина, в духе древнеримских скульптурных портретов.
1804–1807 — создал статую Иоанна Крестителя, барельефы и фриз для Казанского собора.
1807 — сделал надгробие для кенотафа императора Павла I в мавзолее в Павловске.
1835 — умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Лазаревском кладбище.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится