Паника на улицах / Panic in the Streets (1950)
Притон в Новом Орлеане. Заезжий иностранец не захотел продолжать игру. Но местным бандитам уже приглянулись его деньги — наутро беднягу выловили из вод гавани с двумя пулями в груди.
Дело ясное? Но полицейский хирург, как настоящий профи, присмотрелся к трупу — и вызвал офицера министерства здравоохранения.
Тот посмотрел в микроскоп на пробы: «Так, труп немедленно сжечь, его вещи — тоже, всем прививки, и подать сюда мэра».
Любопытно, что главный герой, медик в погонах, — отнюдь не супермен. Наоборот — он уже шесть недель пахал без выходных, сын больше слушает богатого соседа, чем отца, в семье хронически нет денег… Но забитый человек надевает мундир — и идёт выполнять долг.
А полиция отнюдь не в восторге — трупа уже нет, улик нет. И как найти убийц всего за 48 часов? Позже они станут разносчиками заразы. И не простой, а лёгочной чумы. И кто же «поднимет статью с пола», честно сказав полиции: «Да, это я протащил нелегала в страну. Да, это мы его убили»?
Предельно честный показ нищеты городских «низов» тогдашних Штатов, работы медиков и полиции в сочетании с увлекательным детективным сюжетом.
Незадолго до съёмок фильма в Нью-Йорке была реальная вспышка оспы, которую удалось «задавить» миллионами прививок.
«В город пришла беда» (1966)
Простой советский человек прилетел домой из-за границы. Почувствовал себя плохо — и уже через двое суток оказался в крематории. Врач, который его осматривал, тоже заболел. Подозрение на чуму.
Нашли старенького седого профессора — главного специалиста. Профессор посмотрел, послушал.
«Подозрений больше нет». В Москве — не чума. А пурпурная оспа.
Теперь предстоит срочно найти всех, кто летел с покойным в одном самолёте. Всех его знакомых. Всех больных, которых успел принять врач. Москву — закрыть на карантин. Всем её жителям — прививки.
Народная советская мудрость гласила: «Есть фильмы хорошие, плохие — и киностудии Довженко». Этот телефильм, длиной чуть больше часа — почти что уникальное исключение из правила.
В кои-то веки честно сказали, что в основе кино — реальные события в Москве. Действительно, в декабре 1959-го — январе 1960 года в столице удалось ликвидировать вспышку оспы.
Причём многие детали фильма — болезнь художника, посетившего Индию, старичок эксперт, доставка миллиона доз вакцины самолётами — прямо взяты из жизни.
Отличная находка — иностранный журналист, который ни в чем не верил Советам и постоянно нагнетал: «Да, только у вас могут развернуть самолёт, чтобы арестовать невиновного».
Пожалуй, самый светлый фильм на тему эпидемий.
Вирус/Fukkatsu no hi (1980)
Учёные из ГДР украли западное бактериологическое оружие. Доработали и получили совсем уж убойную вещь. Но тут результат украли террористы. В пылу бегства вирус вырвался в мир… И эпидемия — это ещё не все.
Японские продюсеры хотели этим фильмом «выйти в свет» и потому пригласили множество зарубежных звёзд — не слишком дорогих. Причём поплыли снимать пейзажи даже в Антарктиду, но шведское судно со съёмочной группой затонуло. К счастью, подоспел чилийский флот и всех спас. Почти как в кино.
Фильм-экранизация одноимённого романа Сакё Комацу (того самого, который написал «Гибель дракона») вышел вскоре после первого издания «Противостояния» Стивена Кинга ровно на ту же тему и большого успеха не имел. А потом мир узнал о новой болезни под названием СПИД…
Сейчас режиссёр «Вируса» Киндзи Фукасаку куда больше известен как создатель «Королевской битвы» и «Тора! Тора! Тора!» — лучшего фильма о бомбёжке Пёрл-Харбора.
Эпидемия/Outbreak (1995)
Лагерь наёмников в Заире, 1967 год (правда, тогда Заир назывался Конго — но кого это в Голливуде волновало?). Кругом война, вдобавок ещё и эпидемия непонятно чего.
На вертолёте в лагерь прибыли американские медики в полной защите, посмотрели на творящиеся с больными ужасы и улетели, но пообещали прислать самолёт. И слово сдержали. Вот только самолёт скинул на лагерь сверхмощную бомбу…
Тридцать лет спустя эпидемия мало того что вернулась, но и попала в американский городок. В довершение бед вирус мутировал и теперь распространяется по воздуху.
Так что основная задача героя — не только спасти любимую, но и успеть отговорить военных бомбить собственный город. «А власти скрывают!»
Ляпов в кино немало — генерал первым салютует подчинённому, а полковник «при параде» не носит головного убора. Показанная обезьянка-переносчик вируса никогда не водилась в Африке.
Зато много страстей и экшена.
Заражение/Contagion (2011)
Все звёзды Голливуда в, пожалуй, наиболее достоверном с научной точки зрения фильме об эпидемиях.
Конечно, в кино приходится значительно ускорять события и нагнетать страсти. Вот в мире всего горстка заболевших — а вот уже могилы копают экскаваторами. Опустевшие улицы, драки за пайки и всеобщий карантин.
Сетевые «эксперты» радостно набирают миллионы просмотров на всеобщей панике — хотя заведомо врут. А тем временем учёные добросовестно выстраивают цепочки больных в поисках первоисточника заражения. И они спасут мир.
Конечно, есть и ляпы уровня «реальный вирус выглядит не так, как на схеме, а в такой ситуации врач использовал бы маску другого типа».
Но в целом кино очень поучительное — наглядно показывает, почему стоит слушать врачей, мыть руки и ничего не трогать без нужды.
***
Итак, перед вами — пять отличных фильмов о борьбе с эпидемиями. Смотрите хорошее кино, слушайте профессионалов, держите себя в руках. И не болейте.
А какие фильмы об отважных медиках нравятся вам?