«Погребение графа Оргаса»: шедевр Эль Греко, возникший из зала суда
854
просмотров
Весной 1586 года Эль Греко приступает к работе над картиной, на которой изображены похороны благочестивого графа. Сюжет необычный, мрачный (в духе Эль Греко), а умершим является граф, живший за три века до художника. Самое интересное, что свой монументальный заказ художник получил после решения суда...

Эль Греко родился и вырос на Крите, получил образование византийского иконописца. В двадцать шесть лет он уехал в Венецию, где работал в мастерской Тициана и находился под влиянием Тинторетто. Позже он переехал в Испанию и обосновался в Толедо, чтобы служить придворным художником испанского короля Филиппа II. Он жил там вплоть до своей смерти в 1614 году. Многие современники говорили об Эль Греко: «Крит дал ему жизнь, а Толедо - кисти…». Именно в этом городе зародился сюжет одной из самых узнаваемых и часто воспроизводимых картин в мире.

Шедевр из суда: как появился сюжет?

Гонсало де Руис, сеньор города Оргаса (Толедо), умер в 1323 году, прожив праведную жизнь. Прославился граф своими щедрыми благотворительными дарами Церкви. Есть легенда, что столь милосердные поступки были вознаграждены ему свыше. Во время его похорон, святые Стефан и Августин своими руками опустили тело Гонсало в могилу перед ослепленными глазами присутствующих. Именно этот сюжет лег в основу одной из самых известных картин Эль Греко «Погребение графа Оргаса».

Город Толедо - одна из визитных карточек Испании

Сюжет картины и договор с Эль Греко

А теперь у читателей наверняка возникнет вопрос: откуда сюжет XIV века, никогда не служивший предметом живописи, был вдруг заказан Эль Греко в конце XVI века? Вспомнить эту историю заставил судебный процесс. Гонсало де Руис завещал церкви Санто-Томе в Толедо, где сам был похоронен, ежегодную ренту, которую должны были выплачивать жителям Оргаса. Однако, в городе Руиса забыли о благочестивых взносах графа. Настоятель церкви Санто-Томе Андрес Нуньес обратился в суд и, выиграв дело, решил пустить часть новых поступлений на украшение капеллы, где был похоронен сеньор Оргас. Через два года настоятель заключил договор с Эль Греко на создание алтарного образа. Подписанный 18 марта 1586 года договор между Нуньесом и Эль Греко устанавливал конкретные иконографические требования по созданию картины. В договоре были очень четко прописаны образы и детали сюжета, которые должны были быть отражены на полотне. Было даже указано, что один из святых должен держать голову, а другой - ноги покойного Гонсало. А вокруг этого процесса обязательно должно быть много зрителей.

Церковь Санто-Томе и Андрес Нуньес

Результат работы художника

Эль Греко справился с указанной задачей мастерски, работая над картиной 2 года. Результатом стало исключительно большое полотно, все детали художник отразил буквально и точно по договору. Полотно очень четко поделено на две композиционно единые части: часть земная (процесс погребения со святыми) и часть небесная (слава небесная). Сюжет чудесного события также упоминается в надписи на латинской эпитафии, установленной на стене под картиной. Затем последовали долгие споры между священниками и художником в отношении стоимости работ последнего. Было оговорено, что стоимость будет исходить из экспертной оценки. Первоначально непримиримый и несогласный с ценой, Греко в конце концов пошел на компромисс и согласился на более низкую экспертную оценку (13 200 реалов).

Герои полотна

Полотно композиционно поделено на два царства: земное и райское. Способ изображения Эль Греко отличается между двумя мирами. В верхнем небесном царстве художник использовал более мягкую кисть, чтобы придать фигурам более эфемерное и динамичное качество. Использована более холодная и переливающаяся палитра цветов. Нижняя половина холста имеет темную, землистую палитру (кроме святых Стефана и Августина), что придает этому миру более натуралистичный вид.

Райское царство охватывает верхнюю половину композиции. Здесь расположено много фигур, в том числе ангелов и святых - Давид с арфой, Петр с ключами, Иоанн Креститель со шкурой, Дева Мария и Иисус. Испанский король Филипп II и папа Сикст V также видны в этом небесном царстве.

Между Марией и Христом изображен ангел, который посылает в рай маленькую душу графа Оргаса - жест, обычно встречающийся на византийских иконах. Мужчины, одетые в черные мантии с красными крестами, принадлежали к Ордену Сантьяго (Святого Иакова Великого), элитному военно-религиозному ордену.Есть на картине и заказчик - приходской священник Санто-Томе Андрес Нуньес, который инициировал проект по восстановлению часовни графа. Он изображен в процессе чтения (справа в нижней части композиции).

Мальчик слева - сын Эль Греко, Хорхе Мануэль. На носовом платке в его кармане выгравирована подпись художника и дата 1578, год рождения мальчика. Включение Хорхе Мануэля подчеркивает дидактическую цель картины: мальчик занимает видное положение, направляя указательным пальцем взгляд зрителя на главный объект картины. Рядом с мальчиком - святой Стефан. Его облачение святого настолько детализировано, что мы видим даже сцену его мученичества на нижнем краю мантии. Самого художника можно узнать прямо над поднятой рукой рыцаря Сантьяго.

Когда зрители смотрят на картину, вполне вероятно у них возникает вопрос - почему Эль Греко включил так много непримечательных лиц в картину, якобы сфокусированную на чудесной истории о графе Оргасе? Ответ можно найти в том самом контракте 1586 года, в котором предусматривалось включение множества портретов, свидетельствующих о том, что все они стали свидетелями чуда. Эль Греко блестяще справился с этой задачей, включив в картину и святых, и исторических личностей.

Хотя небесное и земное царства разделены, Эль Греко связывает их, чтобы создать единую композицию. Посохи и факелы, удерживаемые людьми на земле, устремлены вверх, пересекая порог между небом и землей. Также персонажи смотрят вверх на небеса, побуждая зрителей тоже поднять свой взор.

Середина и конец XVI века были эпохой контрреформации, когда город Толедо был непоколебимым оплотом католического христианского мира. Картина Эль Греко с изображением святых как в земном, так и в небесном царствах, решительно подтверждает дух контрреформации, и прекрасно отражает способность Эль Греко соединять мистическое и духовное с окружающей его жизнью.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится