«Алхимия — это химия эпохи Босха, — пишет американский историк искусства Лоринда Диксон. — И короли, и папы практиковали ее и покровительствовали знатокам данного ремесла в надежде обрести внушительные духовные и материальные блага, получив эликсир бессмертия и превращая свинец в золото». Авторы трактатов рассуждали и о внутренней алхимии исследователя, который должен совершенствовать себя с таким же усердием, с каким пытается получить философский камень. А также «облагораживали» учение ассоциациями с сюжетами и персонажами Священной истории.
Босх, «изъяснявшийся» на нескольких символических языках позднего Средневековья, использовал, по мнению искусствоведов, и алхимические визуальные коды. Некоторые исследователи считают, что художник выставил алхимиков, которых порой подозревали в ереси и подделке монет, в дурном свете с помощью их же символики. Другие сомневаются, что Босх так разбирался бы в искусстве, которое не одобрял. Алхимические образы для него — еще один символический язык, дающий новое измерение, например, евангельской истории о волхвах, которые пришли поклониться новорожденному Иисусу как будущему Царю Иудейскому.
1. Младенец. С Христом алхимики сравнивали философский камень — особое вещество, способное дать обладателю бессмертие, а неблагородные металлы превратить в золото. Получение этой субстанции — мечту и главную цель всех алхимиков — ассоциируют с Рождеством. По мнению алхимиков, это может быть не только камень как таковой, но и порошок, раствор которого — эликсир бессмертия.
2. Звезда. Вифлеемское светило, за которым шли волхвы, может ассоциироваться в алхимии с пятилучевой звездой — символом пяти элементов: огня, воды, земли, воздуха и квинтэссенции.
3. Город. Это Вифлеем, где родился Христос, либо, по другой версии, Иерусалим — земной или небесный, воплощение Царства Божьего. Диксон обратила внимание, что здания похожи по форме на алхимическую посуду и печи, какими они изображались в трактатах эпохи Ренессанса. Искатели философского камня называли эти сосуды и сооружения «домами», в которых «живут» ингредиенты, участвующие в алхимическом процессе.
4. Хлев. По словам шведской исследовательницы Мадлен Бергман, постройка символизирует алхимическую печь атанор.
5. Статуэтка. Дар волхва — изображение библейской истории о жертвоприношении Авраама, предвосхитившем искупительную смерть Христа на кресте. Статуэтка из чистого золота покоится на жабах, символизирующих в алхимии первичную материю. По мнению Бергман, под этим может подразумеваться эволюция ветхозаветного мира в новозаветный.
6. Старик. По мнению Диксон, это персонификация планеты Сатурн и свинца, связанного в алхимической системе символов с этим небесным телом. У персонажа с картины Босха на голени язва, а Сатурн средневековые художники часто изображали в виде старца с больной ногой. Также Сатурн ассоциировался с проказой, свинец же, считавшийся самым грязным из металлов, называли «прокаженным золотом».
7. Спутники старика. Это персонификации остальных пяти низших по сравнению с золотом металлов, известных алхимикам: железа, олова, меди, ртути и серебра. Металлы ждут, что философский камень очистит их и преобразит в золото. Точно так же души ждут второго пришествия Христа, который очистит человечество и Землю от греха.
8. Огонь. Катализатор важнейших алхимических процессов.
9. Бальтазар. Что волхвов трое, в Евангелии не упомянуто, мудрецов впервые «посчитал» в III веке теолог Ориген, имена у них появились еще позднее. Бальтазар обычно темнокожий и самый молодой из троих, хотя возможны варианты. У Босха волхвы символизируют три основные стадии процесса получения философского камня. Темнокожий человек в алхимии обозначает первый этап — нигредо (в переводе с латыни «чернота»). Это стадия гниения, когда смесь черного цвета, «первичная материя», долго варится в реторте.
10. Мельхиор. Этот волхв символизирует вторую ступень — альбедо («белизна»). В ходе дистилляции поднимается пар, и на стенках колбы остается белый конденсат. На пелерине волхва серебром вышита сцена приезда к царю Соломону царицы Савской. Эту женщину алхимики отождествляли с Премудростью Божией и связывали со стадией альбедо.
11. Каспар. Обычно старшим из волхвов изображают именно его. У Босха старик в красной мантии олицетворяет последнюю стадию, рубедо, когда появляется красная субстанция — философский камень.
Иеронимус Босх (Ерун Ван Акен)
Между 1450 и 1460 — родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, по названию которого взял псевдоним Босх, в семье потомственного художника.
До 1482 — женился на богатой и знатной горожанке Алейд ван де Мервенне.
1486 или 1487 — вступил во влиятельный городской религиозный союз — Братство Богоматери, став единственным художником в этой организации.
Ок. 1500 — создал триптих «Искушение святого Антония» (датировка Национального музея старинного искусства, Лиссабон).
1490–1500 или 1500–1510 — написал триптих «Сад земных наслаждений» (датировка музея Прадо).
Между 1504 и 1508 — создал триптих «Страшный суд» (датировка Академии изобразительных искусств, Вена).
1516 — умер, похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.