Биография
Пауль Рубенс - яркий представитель эпохи Возрождения с присущим ему стремлением возвеличивать античные образы, создавая при этом настоящие шедевры живописи. В средние века изображение обнаженных женских тел было запретным плодом. А вот эпоха Возрождения позволяла взглянуть на эту тему с совершенно другой точки зрения. В античной культуре женщина - это часть природы, а природа в то время воспринималась как воплощение божественной мысли. Таким образом, для античной эпохи не было ничего более божественного, чем красота женского тела.
Красота рубеновских женщин была далека от общепринятых представлений и эпохи самого Рубенса, так и современности. Художник изображает женщин с пышными формами. Заметно, что к ним он испытывает особую любовь и благоговение. Следует отметить, что женщины с такой фигурой привлекали художника не только в работе, но и в личной жизни. Женский тип красоты Рубенса появился после знакомства с его супругой – Еленой Фурмен. Художник был так влюблен в свою музу, что все женские портреты были очень похожи на Фурман.
Забытый портрет с незнакомкой датируется примерно 1620-м годом. Карьера Рубенса в этот период была на пике - он получал комиссионные от крупных европейских судов и других покровителей, а с 1623 года занимался дипломатией (удивительно, но у человека с художественным талантом консультировались первые лица города). Его амбиции и творческий потенциал побуждали отдавать предпочтение великим историческим и мифологическим сценам. И при всем при этом, сэру Питеру Паулю Рубенсу удалось создать абсолютно новый стиль портретной живописи, свободный от формальностей и подчеркивающий психологический характер героя. Особое внимание художник уделяет написанию женских портретов.
История полотна: от неизвестности к шедевру
На картине «Портрет дамы» изображена молодая женщина в черном платье и плаще. Картина была каталогизирована во время первой продажи как принадлежащая мастерской Рубенса. Это означало, что она была написана одним из его помощников, возможно, под присмотром самого Рубенса.
С 1797 по 1864 год Хью Эндрю Джонстон Мунро из Новара, поместья в Шотландии, владел полотном Рубенса. После его смерти работа была продана в Christie's в Лондоне в июне 1878 года за 1120 гиней Чарльзу Батлеру.
Шедевр XVII века был выставлен в Королевской Академии в Лондоне в 1902 году как произведение Рубенса. Оставшись в коллекции одной лондонской семьи в течение 139 лет, она была продана в итоге за £ 78 000 в 2017 году.
У анонимного покупателя, который сейчас владеет произведением, была надежда, что это действительно работа Рубенса, поэтому он сам отвез ее на Sotheby's, чтобы эксперты провели исследование.
Истинное происхождение «Портрета дамы» было выявлено, когда были удалены слои грязи и лака и проведен детальный анализ. Портрет, который пылился в семейной коллекции в течение почти 140 лет, мог заработать 3,5 миллиона фунтов на аукционе, если бы общественность узнала, что это кисть Рубенса. Теперь истина восторжествовала.
Прекрасная героиня
Кто же эта незнакомка? Надпись на обороте картины подсказывает нам Virgo Brabantina (Дева Брабантская). Брабант – это исторический регион в Нидерландах. Герцогство Брабант включало в себя территорию трёх провинций Фламандский Брабант, Валлонский Брабант и Антверпен. Таким образом, героиня имеет фламандское происхождение и это единственное, что мы знаем о ее личности. Она – великолепна во всех отношениях! Это явно обеспеченная женщина, принадлежащая к привилегированным кругам общества. У нее величественная поза, руки сложены в излюбленном Рубенсом аристократичном жесте. Белоснежная кожа, золотистые кудри, полуулыбка, шикарный наряд – все это соответствует типу женской красоты, созданному Рубенсом.
На руках модели можно остановиться детальнее: кисти на портрете написаны очень мягко, подчеркнута нежная кожа героини (нетронутая тяжелым физическим трудом). Белоснежные, ухоженные и тонкие пальцы подчеркивают статус женщины.
Наряд у героини роскошный: темный атлас, величественная мантия, белые кружева, прекрасная форма декольте, которая создает тонкую композицию с колье героини.
На ушах величественно красуются миндалевидные жемчужины, блеск которых можно сравнить со сверкающими глазами. Комплектом героиня надела очаровательное жемчужное ожерелье, которое подчеркивает белоснежность кожи женщины. Волосы сложены в модный пучок с ниспадающими на виски янтарными кудрями. На заднем фоне мы видим красный занавес, который подчеркивает алые губы героини и ее румяные щеки. Слева мы видим еле заметный горный пейзаж и синее пасмурное небо.
Женские портреты Рубенса величественны и вместе с тем просты и лаконичны. Они доказывают высочайшее мастерство Рубенса в портретом жанре, передаче психологической тональности героев и изображении материалов и текстур.