Женщина во главе государства — явление нетипичное даже для нашего прогрессивного времени. Избрание представительниц «слабого пола» на важные государственные посты, вплоть до президента или премьер-министра, вызывает большой ажиотаж в обществе, а сами успешные кандидатки зачастую сталкиваются с ожесточённой критикой традиционалистов и сторонников «патриархата». Если в нынешнюю эпоху дела обстоят неоднозначно — что же говорить о временах более давних.
Тем не менее, женщины оставили значительный след в истории человечества в том числе и в роли правительниц. Клеопатра, Екатерина Великая, Мария Терезия, Виктория — все они повлияли на политическую и культурную жизнь своего времени. Перечисленные царицы и императрицы известны каждому — но прошлое хранит имена и менее известных женщин, волею судеб оказавшихся во главе государства. Зачастую их жизнь превращалась в сплошной хоровод из интриг, закулисных игр и предательств. Так можно сказать и о судьбе Разии, ставшей султаном Дели в середине XIII века.
Делийский султанат — первая исламская держава в Индии
Территория современных Индии и Пакистана стала ареной противостояния мусульман и индуистов ещё в раннем средневековье — арабские завоеватели в VIII веке появились в Синде и после серии сражений и осад присоединили его к Халифату. Северная Индия оставалась в относительной безопасности вплоть до X века — пока в Южном Афганистане не обосновалась тюркская династия Газневидов, за несколько десятков лет создавшая крупное государство и подчинившая несколько раджпутских княжеств.
Уже в середине XII века на смену Газневидам пришли Гуриды — династия, таджикская по происхождению, просуществовала на политической карте того времени и того меньше, однако влияние на историю Индии имела побольше, чем предшественники. Ко второй половине века они смогли объединить под свой контроль практически все земли, принадлежавшие Газневидам, а в 90-е годы младший брат султана, Муаззудин Мухаммад Гури, встретился с объединёнными силами нескольких индийских княжеств на севере субконтинента.
Мусульмане сломили сопротивление местных князей и завоевали обширные земли: вся северная Индия от Синда на западе до устья Ганга на востоке оказалась под контролем Газневидов. Наместником в индийских землях стал один из самых талантливых военачальников, участвовавших в завоевании — Кутб ад-Дин Айбак, туркмен по происхождению и гулям (то есть раб) Мухаммада Гури. Он сумел создать в подчинённых землях прочную систему контроля, основой которой стали пришлые мусульмане, занимавшие главные государственные должности.
В 1206 году, после смерти Мухаммада Гури, империя Гуридов развалилась, а Айбак стал суверенным правителем, султаном, на завоёванных при его непосредственном участии индийских землях. Центр своих земель он перенёс из Лахора в Дели — именно с этого времени можно начать историю Делийского султаната, ставшего доминирующей силой в Индии вплоть до прихода на эти территории «Великих Моголов».
Недолгое правление Айбака сопровождалось, с одной стороны, укреплением мусульманской аристократии на индийских территориях, а с другой — борьбой этих самых аристократов между собой. Султан был постоянно вовлечён в судебные разбирательства, выступал арбитром в спорах и старался удержать баланс в пока ещё хрупкой административной системе своих территорий. Султанат Айбака ещё не был грозной силой — такой она станет при другом «рабе султана», взошедшем на престол в 1211 году — Илтутмише.
Дворцовый переворот: начало правления Разии
Новый султан значительно расширил территорию своего государства за счёт княжеств Средней Индии. При Илтутмише Дели достигает военного превосходства над соседями, однако внутренняя ситуация оставалась крайне неустойчивой — наместники зачастую не считались с интересами центра и проводили независимую политику на местах. Ситуация усугубляла проблема наследования: султан был весьма невысокого мнения о своих сыновьях, поэтому делал ставку на дочь, Разию. В 1232 султан начал готовить указ, по которому своим наследником планировал объявить именно её — что, естественно, вызвало недовольство сыновей и некоторых наместников.
Желая для своей страны лучшего, Илтутмиш этим актом заложил мину замедленного действия, которая должна была взорваться после его смерти. Так и произошло — в 1236 году султан умер, и при дворе начались столкновения. В результате интриг одна из жён скончавшегося султана, Туркан, возвела на престол своего сына и сводного брата Разии, Фируза, не отличавшегося способностями к управлению государством. Фактически именно Туркан стала правительницей в Дели. В то же время смутой не преминули воспользоваться внешние враги султаната и сепаратисты. Пенджаб оказался атакован тюрками, а один из сыновей Илтутмиша, Мухаммед, поднял восстание. Все эти проблемы вынудили юридического правителя государства, Фируза, возглавить войска.
Отъезд султана обострил противоречия Разии и Турканы. Сторонники дочери Илтутмиша подняли голову и начали действовать — поводом для выступления стали слухи о том, что Туркана планирует устранить свою соперницу. Положение матери Фируза усугубляло также и то, что Разия пользовалась популярностью среди простых жителей Дели, что облегчило «дворцовый переворот». Туркана была арестована, а через некоторое время, по приказу нового султана, в Дели доставили самого Фируза. Мать и сын вскоре нашли свою смерть в темнице.
Короткое правление и низложение
Вступив на престол, Разия пообещала вернуть всё, как было при отце. «Дщерь Илтутмиша» активно участвовала в государственных делах, лично судила своих поданных. На монетах того времени сохранилась такая титулатура: «Опора женщин, владычица эпохи, султан Разийя, дочь Шамс ад-Дина Илтутмуша». Тем не менее, первые годы её правления были омрачены многочисленными восстаниями, причинами которых были как дела религиозные, так и недовольство представителей аристократии тем, что трон в Дели заняла женщина.
Делийские элиты, помимо этого, были недовольны и свободной раздачей должностей молодой царицей. Особенно тюрков возмущало возвышение Джамал ад-Дина Якута, эфиопа по происхождению, ставшего фактически вторым человеком в государстве. Якута и Разию часто видели вместе на прогулках, без его мнения не принималось практически ни одного важного решения. Ещё больше раздражала эмиров новая привычка султана — одеваться в мужское и появляться перед поданными при оружии. Недовольство кипело, и нужно было лишь дождаться шанса.
Время настало в апреле 1240 года. Тогда восстал протеже Разии, которого та возвысила сразу после своего восшествия на престол, эмир Алтунийа. Некоторые наместники поддержали его выступления, и султан была вынуждена сама возглавить поход против сепаратиста. Однако внутренние враги только этого и ждали — вскоре после начала похода приближённые Разии убили её фаворита, эфиопа Якута, а саму упекли в темницу. В то же время инициатора и вдохновителя восстания, Алтунийя, обделили — вместо него в Дели закрепился другой эмир, Айтегин, который возвёл на престол ещё одного отпрыска Илтутмуша, Бахрама.
Второй шанс: союз бывших противников
Несмотря на то, что Разия оказалась в заключении, победители не смогли договориться между собой. Бахрам был недоволен своим положением «подопечного», Алтунийя — «предательством» своих бывших союзников. Спустя несколько месяцев после низложения, в июле 1240 года, борьба за власть перешла в новый этап. Айтегин, женившийся на сестре султана Бахрама, стал вести себя слишком вызывающе, приказав оказывать ему такую честь, как настоящему султану. Бахрама такое поведение своего старшего коллеги выводило из себя — в конце концов он решил устранить Айтегина за такое вопиющее поведение.
В то же время Алтунийя решился на шаг, достойный настоящего сорвиголовы. Он освободил из темницы Разию и женился на ней для того, чтобы претендовать на престол. Сама же низвергнутая правительница Дели не сопротивлялась, а даже наоборот — разослала во все концы страны гонцов с просьбой о поддержке в походе на столицу страны. Союзников оказалось много — Разию поддержали некоторые эмиры, недовольные возвышением уже убитого к тому времени Айтегина. Союзники свергнутой царицы дважды встретились с войсками, верными Бахраму. Оба раза Алтунийю и Разию постигла неудача — окончательно поражение супруги потерпели в октябре 1240 года. После этого горе-мятежники оказались в плену и были казнены.
Однако если относительно Алтунийи разночтений нет, то судьба Разии вызывает споры. Существуют предания, согласно которым она не попала в плен к своему брату, а, избежав смерти, странствовала по Индии, влачив бедное существование. Голодная и измученная, она попросила еды у индуса-пахаря и заснула в его доме. Тот, увидев под лохмотьями странницы богато расшитые одежды, убил Разию и продал их на ближайшем рынке, чем вызвал подозрения других торговцев. Те отвели его к судье, после чего пахарь признался в убийстве Разии.
Единственная женщина-султан в истории Индии, Разия стала любимой героиней художественной литературы и народных преданий. В современной Индии было снято целых три фильма, посвящённых этому историческому персонажу.
Она вошла в историю как справедливая царица, к которой хорошо относились простые люди, покровительница наук и искусств. Разия и сама писала стихи — удивительно, как она находила на это время в круговороте дворцовых интриг, бесконечных войн и происков недоброжелателей.
И хотя не видела лика его, но, подобно
Зрачкам, я поместила его в сердце очей своих.
Не услышав твоего имени, я полюбила его,
Не видя твоего лика, люблю его как свет очей.
Разве не означает трепет солнечных лучей,
Что они трепещут от страха перед нашим гневным взглядом?