Резьба по лаку – это уникальный вид старинного декоративно-прикладного искусства Поднебесной. Сегодня из-за огромной себестоимости это производство пришло в упадок, и поэтому продажа таких изделий на аукционах становится огромной редкостью.
Уникальность данного вида искусства заключается в том, что резьба происходит по толстому слою лака, не затрагивая деревянную основу. Для создания такого изделия его покрывают лаком много раз, тщательно высушивая и шлифуя каждый слой. Всего для лаковой резьбы требуется до 200 слоев.
Мастер Ли охотно рассказывает о секретах работы с лаком. По его словам, минимальная толщина слоя для резьбы составляет 1,5 см, а для создания 1 мм лакового покрытия необходимо наносить исходный материал на заготовку 10 раз. Каждый слой высушивается только при комнатной температуре, ускорять этот процесс в печах или на открытом воздухе недопустимо. Поэтому на производство 15-мм заготовки уходит около 100 дней. Старинные техники предполагают еще и послойную шлифовку – этим достигается особая прозрачность лакового покрытия. После нанесения резьбы изделие высушивается еще полгода, а затем происходит его окончательная тщательная шлифовка, которая длится не меньше 3 месяцев. На изготовление одной вазы таким образом уходит больше года, а наиболее сложные создаются несколько лет.
Для китайской лаковой резьбы используется только натуральное сырье. Это вещество растительного происхождения – смола так называемого «лакового дерева». Данное растение семейства Сумаховых выделяет крайне ядовитый сок, содержащий естественный полимер. На воздухе происходит почти мгновенное затвердевание. За время жизни одного дерева с него собирают всего около 200 грамм сока, поэтому такое сырье очень дорого.
Для получения лака смолу обрабатывают и добавляют в нее красители. Натуральные лаки очень долговечны. Они практически не подвержены действию погодных условий и даже химических растворителей. Известны прекрасно сохранившиеся образцы возрастом в несколько тысяч лет.
Из Китая резьба по лаку распространилась по другим странам востока: в Японию, Корею, Монголию и Вьетнам. В каждом регионе этот вид искусства приобрел свои особенности. Конечно, из-за огромной дороговизны и трудоемкости производства такие изделия всегда были предметами роскоши, доступными только для знати.