Рыцарский турнир: история возникновения
Немецкий историк Йозеф Флекенштайн дал вполне ёмкое и точное определение, что такое рыцарские турниры. Учёный считал, что турнир — это «зеркало рыцарства и его культуры». Исследователи очень осторожно подходят к вопросу датировки первых рыцарских состязаний. Одни считают, что отправной точкой для начала традиции показательных боёв знати стали зафиксированные в хронике Нитхардом состязания по случаю заключения Страсбургских клятв 14 февраля 842 года между Людовиком Немецким и Карлом Лысым.
Долгое время изобретение турнирного дела традиция довольно робко приписывала
некому анжуйскому воину Жоффруа де Прейи, который покинул свет в 1066 году.
Но ни в официальных документах, ни в эпических chansons de gestes никаких упоминаний о турнирах нельзя найти вплоть до начала XII столетия. И уже в первой четверти XII века турнирные схватки приобретают массовый характер.
Родиной этой средневековой забавы бесспорно считается Франция. Английские хронисты употребляли по отношению к турнирам выражение conflictus Gallicus. Да и в «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха отец главного героя, победитель турниров Гамюрет, был воспитан именно в Анжу.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что история рыцарских турниров начиналась не ранее времени складывания основной концепции знатного сословия Средневековья, оформления обрядов инициации и появления узнаваемых форм. Иными словами, образ классического средневекового рыцарства складывается к середине XII века.
Организация рыцарских турниров: место и состав участников
Основная масса участников — молодые, безземельные или холостые мужчины, которые мечтают о славе и подъёме по социальной лестнице. Они обречены на бродячую жизнь и частые столкновения с противником. Выходом для этой агрессии становятся турниры: крупным сеньорам следовало во избежание распространения частных войн давать неистовой молодежи места для выяснения отношений. Именно так и сделал граф Фландрии Карл Добрый в начале XII столетия — собрал своих необузданных вассалов вместе и велел им участвовать в состязаниях.
Точных границ турнирное поле не имело: барьеры можно было наблюдать лишь у мест, где участники могли отдохнуть. Как правило, это огороженная веревками небольшая территория. Рельеф местности зачастую использовался для создания засад и ловушек на поле битвы.
Рыцарский турнир — состязание командное. 10−30 рыцарей в плотном строю бьются с командой противника. Команды формировались по принципу земляков: это могли быть нормандцы, анжуйцы, бретонцы и т. д. Чуть позже появляются схватки, в которых активно применяется фехтование копьём. Мероприятие, безусловно, массовое и требующее огромного количества средств. Купцы, кузнецы, продажные женщины и бродячие артисты — все приезжали на турнирное поле, дабы получить свою выгоду с мероприятия. Так в Европе возникло новое поле для социокультурного обмена, которое серьёзно повлияло на становление западноевропейской военной элиты.
Правила рыцарского турнира
Любое состязание требовало наличия распорядка и правил. Это действительно тяжёлое испытание для рыцарства следовало подчинить ряду условий и законов.
I. День турнира назначался за 2−3 недели до начала мероприятия. Место определяли также заранее и устанавливали его условные границы на пространстве между двумя городами. Информацию о времени и месте турнира всегда доносили гонцы.
II. Как уже было сказано ранее, рыцарский турнир — это командное сражение. Деление участников на команды происходило по локальному признаку. В Англии — северяне и южане, во Франции — бретонцы, анжуйцы и даже французы. К XIII столетию в моду входят джостры — рыцарские поединки между двумя участниками.
III. Помимо меча и копья участники могли использовать и другие виды оружия (кроме луков и арбалетов).
Само столкновение рыцарей было крайне небезопасным и походило на настоящую битву. Именно так турнирную схватку описывает французский поэт Кретьен де Труа в своём романе «Эрек и Энида»:
«С обеих сторон ряды участников дрогнули, и над полем прокатился гул сражения. Последовали страшные удары копьями, и копья ломались от этих ударов, пробивая в щитах дыры, а кольчуги разрывая в клочья. Седла пустели, а всадники, выбитые из седла, брели, спотыкаясь, прочь; по крупам коней струился пот, с их морд падали клочья пены. Мечи стремительно поднимались и опускались, рубя врагов, которые с грохотом падали на землю, и некоторые из участников в страхе бежали с поля боя, надеясь впоследствии заплатить выкуп, некоторые же — чтобы предотвратить этот позор».
Уже в XIII веке в турнирных уставах появляются требования использовать тупое или затупленное оружие. Появляются специальные кожаные доспехи и неметаллическое оружие.
IV. Со времён правления Ричарда Львиное Сердце каждый из участников платил налог за турнир. Граф платил 20 марок серебром, 10 платил барон, 4 — обычный рыцарь с земельным наделом, а 2 марки брали с безземельного воина.
V. Побеждённого соперника могли брать в плен и требовать с него выкуп. Победитель имел право забрать доспехи и коня у поверженного противника. Приз турнира формировался за счёт взносов основных участников.
Несмотря на все сложности организации подобных мероприятий и негативного отношения церкви к этой забаве для знати, рыцарские турниры стали очень популярны в Европе к XIII-XIV столетиям, оказав огромное влияние и на военное дело, и на культурный климат на континенте.