О художнике, создавшем образ русского села
Алексей Гаврилович Венецианов - творческий и неординарный русский художник XIX века, и, пожалуй, один из самых интересных мастеров русского искусства. Венецианов - первый русский живописец, которому удалось открыть искусство изображения простого человека и создать искусство ДЛЯ простого человека. Он изображал природу без академического великолепия и «итальянского» изобилия. Алексей Венецианов был первым художником в истории русского искусства, который не только демонстрировал жизнь крестьян, сельские жанры, но и создал поэтический образ сельской России.
Венецианов родился в Москве в 1780 году в семье обедневшего купца. Его отец происходил из греческого рода Михапуло-Проко или Фармаки-Проко, а прозвище «Венециано» уже появилось в России, куда прадед художника переехал со своей женой и сыном в 1740-х годах. Мальчик учился в частной школе-интернате и был первоначально подготовлен для государственной службы в качестве лесного инспектора. Живопись в это время являлась лишь хобби, основное дело - государственная служба. Художнику повезло: у него впервые появилась возможность изучать портретную живопись у Федора Рокотова, который жил по соседству. А позже, уже в Петербурге, он брал уроки живописи у знаменитого Владимира Боровиковского, в доме которого Венецианов некоторое время жил.
Творчество французского художника Франсуа Мариуса Гране так впечатлила его, что Венецианов решил применить те же техники и на своих полотнах. Особенно его восхитили естественные цвета и воздушная атмосфера на картинах живописца. С этого времени началась более тщательная работа в технике живописи, и хобби медленно превращалось в дело его жизни.
В 1802 году он переехал в Санкт-Петербург и проходил курсы в Академии художеств. Параллельно Венецианов проводил долгие часы в Эрмитаже, копируя работы великих мастеров, особенно голландских пейзажистов. В 1810 году художник получил от Академии звание заслуженного деятеля, что способствовало росту его популярности.
Собственное училище и придворная служба
Любовь к природе и сельской местности, а также желание рисовать естественные сюжеты (в стиле Гране) побудили Венецианова купить небольшое поместье в Тверской губернии. В 1820 году Венецианов полностью отказался от политических дел и службы в пользу живописи. Переехав в свой дом, он сосредоточился на изображении крестьян и деревенской жизни. Теперь художник мог полностью посвятить себя искусству.В 1824 году Венецианов продал свою картину «Гумно» за крупную в то время сумму - 5000 рублей.
На эти средства художник организовал в своем поместье художественную школу - Сафонковское училище - для талантливых учеников, которые не могли позволить себе художественное образование. Венецианов обучал рисованию и живописи по собственной методике. За все время существования школу окончили около 70 учеников (среди отличившихся были Г. Сорока, Н. Крылов, А. Алексеев, Л. Плахов, А. Тыранов, К. Зеленцов, С. Заренко и Г. Михайлов). Чтобы оплатить все расходы на школу, Венецианов обратился к Николаю I с просьбой о финансовой поддержке. В 1830 году царь назначил Алексея Гавриловича своим придворным художником с зарплатой в 3000 рублей.
Наиболее известные работы Алексея Венецианова:
Характерными чертами работ Венецианова, которые произвели на российскую художественную среду неизгладимое впечатление, было его пренебрежение к академическим правилам и методам. Произведения Венецианова поражают зрителей непосредственно «живой» природой восприятия, которая была новаторской для своего времени. Венецианов создавал красивые и несколько идеалистические изображения крестьян, достоинства крестьянской жизни, используя естественный свет и естественную среду. Его палитра довольно сложная, в ней сочетаются насыщенные желто-коричневые, зеленые, голубоватые оттенки. Большинство его картин были созданы «на пленэре.
Успех и признание
Очевидный успех и уникальность Алексея Венецианова были подтверждены царем и императрицей. В 1818 году Венецианов создал целую серию портретов известных государственных деятелей. Картины он подарил императрице Елизавете, а в благодарность получил от нее золотую табакерку.
А вот картину «Очищение свеклы», с которой, как многие считают, началась русская бытовая живопись, приобрел в 1823 году сам император Александр I за 1000 рублей. Период 1820-х годов можно назвать самым плодотворным в карьере этого художника: Венецианов написал множество работ с личным посланием - запечатлеть реальность такой, какая она есть и без прикрас. Выставка, проведенная в Академии художеств в 1824 году, принесла Алексею Гавриловичу оглушительный успех, и его работы были отмечены как публикой, так и многими критиками в газетах.
Религиозная роспись и чудо
Помимо любимых крестьянских сюжетов, Венецианов занимался и религиозной живописью, выполняя заказы для близлежащих церквей. Интересно, что в изображениях Христа, Богородицы и апостолов появляются все те же знакомые черты простых крестьян (художник остался верен своим идеям).
За год до своей смерти Алексей Гаврилович получил важный заказ - роспись церкви в Калязине. Среди других изображений ему необходимо было нарисать образ преподобного Макария Калязинского. Художник не был знаком с историей этого святого и долго искал картины с ним. Но безрезультатно. Легенда гласит, что образ Макария Калязинского пришел к художнику во сне, после чего Венецианову удалось создать внешность святого. Однако, несмотря на произошедшее чудесное событие, смерть помешала завершить заказ от церкви. Алексею Гавриловичу Венецианову было 67 лет, когда он трагически погиб в результате ДТП на заснеженной дороге. Работы художника выставлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и Эрмитаже.
1. Признание важности естественного света в живописи,
2. Создание композиционной цельности фигур и пейзажа для создания единства между людьми и природой,
3. Акцент на добродетелях крестьян,
4. Изображение аристократических сюжетов в неформальной и бытовой обстановке,
5. Возрождение техник раннего романтизма.