Скопас
Скопас - один из трех великих греческих скульпторов и архитекторов 4-го века до н.э.. Получил широкую известность прежде всего своей работой над Мавзолеем Галикарнаса. Оказал важное влияние на высокий классический стиль и развитие европейского искусства.
Будучи космополитическим художником, который путешествовал и работал в Азии, Скопас был одним из первых представителей греческой скульптуры, представившим глубоко эмоциональные выражения на лицах своих мраморных фигур.
Согласно древним письмам, Скопас работал над тремя главными памятниками 4-го века: храм Афины Алеа в Тегее, храм Артемиды в Эфесе и Мавзолей в Галикарнасе - один из самых красивых храмов Пелопоннеса, который украсил и построил в сотрудничестве с другими художниками. Он также создал статую Диониса для города Книдос, создал статую Ники (Победы), которая изготовлена из парижского мрамора и сейчас находится в Лувре.
К талантам Скопаса относится и самый красивый комплекс статуй Нереид (Посейдон, Фетида и Нереиды, несущие мертвое тело Ахиллеса).
Многие искусствоведы полагают, что в техническом плане Скопас был близок к Праксителю, но если последний предпочитал смелую выразительность и энергии, Скопас изображал чувства в моменты отдыха своих героев.
Храм Афины Алеа в Тегее - единственный сохранившийся оригинал Скопаса. Стиль и пропорции храма демонстрируют сильное афинское влияние.
Другие работы, известные по римским копиям, включают статую Мелеагра (Музей Фогга, Кембридж, Массачусетс), Аполлона Китароедуса (Вилла Боргезе, Рим) и знаменитого Людовизи Ареса (Палаццо Альтемпс, Рим).
Пракситель
Пракситель, родившийся в 395 году до нашей эры, был сыном или близким родственником известного художника Кефизодота, у которого он изучал искусство скульптуры. Карьера Праксителя, одного из самых известных и величайших скульпторов древней Греции, соединяла поздний классический период и эллинистический период греческого искусства.
Одна из его главных задач как скульптора заключалась в том, чтобы привнести в свои работы как можно больше реализма, что впоследствии повлияло на реалистическое направление греческой скульптуры. Он постоянно пробовал новые методы работы, чтобы быть максимально естественным, тем самым раздвигая границы своего творчества. Для достижения такого натурализма, он обработал камень и бронзу, чтобы создать изгибы, свет и тень. Он разработал специальную технику для полировки мраморной скульптуры, которая придала его работам жизненность. Это определило его тонкий и чувственный стиль. Превратив индивидуальный и величественный стиль своих непосредственных предшественников в стиль нежной грации и чувственного обаяния, он значительно повлиял на последующее развитие греческой скульптуры.
Единственная известная сохранившаяся работа от руки Праксителя, мраморная статуя Гермеса, несущего Младенца Диониса, характеризуется тонкой моделировкой форм и изысканной отделкой.
Афродита Книдская считалась римским писателем Плинием не только самой прекрасной статуей Праксителя, но и лучшей в мире. Пракситель был одним из первых скульпторов, серьезно работавших с женской формой. Его Афродита обнажена - это смелое новшество того времени.
Его непосредственные предшественники создавали произведения, которые были отделены друг от друга и величественны по стилю, в то время как Пракситель внес более гуманистическую, нежную грацию в греческую скульптуру. Ни один другой скульптор не подходил так близко к этому.
Лисипп
Лисипп был одним из величайших скульпторов позднеклассического периода греческой скульптуры. Будучи официальным скульптором Александра Македонского, его творчество характеризовалось естественным натурализмом и тонкими пропорциями. Его отличает и особая плодовитость: Лисипп создал более 1500 произведений, некоторые из которых были колоссальными. Известен своими мраморными и бронзовыми скульптурами атлетов, героев и богов.
Лисипп был новатором в обозначении масштабов на мужских фигурах. Его работа характеризуется более тонкими пропорциями тела - он уменьшил размер головы и вытянул конечности, что сделало его фигуры более высокими и статными. Лисипп продолжал расширять границы своей мраморной скульптуры. В его работе появляется новое ощущение движения: голова, конечности, туловище - все лица в разных направлениях, что указывает на внезапное изменение действия. Он также тщательно работал с волосами, веками, ногтями и другими деталями своих героев.
Римские писатели того времени, в том числе Плиний, ссылаются на Лисиппа и его стиль лепки, отмечая изящество и элегантность, а также симметрию и баланс его фигур. Лисиппу удалось создать новые и поразительные версии Богов, включая Зевса и Бога Солнца.
Вместе со Скопасом и Праксителем Лисипп помог осуществить переход в эллинистический период искусства. Он остается ключевой фигурой в истории скульптуры с классической древности.