Сны и воображения средневекового человека
762
просмотров
Воображаемый мир средневекового человека имел интересную структуру. Видения святых, вещие сны, небылицы. Что ещё скрывала средневековая психология?

Чего боялся средневековый человек?

Современность знает целую массу явлений общественной жизни, которые рождают всевозможные людские фобии. Монстрами и чудовищами человека XXI века запугать очень сложно.

У людей эпохи Средних веков, как правило, было два главных источника страха — смерть и тьма. Это была благодатная почва для вымысла — ведьмы и шаманы, бесы и оборотни появлялись там, где было темно и откровенно веяло приближением погибели.

В психологическом плане изменения кажутся очень незначительными. По-прежнему воображение питается за счёт инстинктивных побуждений и неосознанных толкований. Мифология, а также намеренные искажения памяти и выдумки являются предметами, которые следует изучать современным исследователям.

Падшие ангелы.

Европеец средневековой эпохи к подобным вещам относился с интересом, но при этом подвергали осуждению. Церковный деятель XI столетия Бурхард Вормсский считал, что это языческие пережитки и с ними следует бороться. Доминиканские монахи XIII века видели в воображаемом еретические течения. Воображаемые миры различались у представителей разных сословий и социальных страт.

Апокалипсис.

Видения святых и роль сна

Сны — самый очевидный и важнейший компонент воображаемого мира средневекового человека. О снах людей той эпохи мы можем судить по рассказам святых, церковников и, конечно же, представителей знати и королей. Последние говорили о своих снах крайне редко.

Содержание сна могло иметь сакральный смысл. Церковь негативно реагировала на подобные проявления человеческой природы. Но мы можем навскидку упомянуть примеры, когда церковник в своих проповедях ссылался на сновидения, где ему являлся христианский святой. Такое явление было вполне обыденным.

Сон трёх королей.

Что могло сниться людям Средневековья? Примерно то же, что и современным. Это были фрагменты, составленные из памяти и яви, переживания о завтрашнем дне, надежды и тревожные сигналы. Но чтобы поведать о своём сне, в его сюжет нужно было обязательно включить эпизоды, связанные со встречей с богом. Такие истории могли быть основаны на Священном писании или же истории о смерти или спасении души. Тогда просто сон, который обозначали на латыни как somnium, трансформировался в visio — «видение». Позволялось лишь буквальное восприятие сновидений, ибо их намеренное толкование приравнивали к гаданию и колдовским чарам. На уровне первых Латеранских соборов в XII веке практика трактовки сна была под запретом.

В начале XIV веке сон перестаёт быть чем-то запредельным: произошла его сакрализация, связанная, как полагают исследователи, с появлением воспоминаний простого люда.

Ночной кошмар

У человека из незнатной фамилии существовали определённые клише в сюжетах: предки, бедствия, катаклизмы и св. Бенедикт. Естественно, были из ряда вон выходящие явления, о которых человек пытался сразу же донести своим собеседникам или просто оставить в памяти. Записки путешественников, таких как Марко Поло или Мандевиль, в каком-то смысле были близки рассказам сновидцев: они имели вполне понятные аналогии и долю творческих приёмов. Воображаемая картина зиждится на вполне знакомой реальности. К примеру, в XIV и XV столетиях людям часто являлись пугающие существа, скелеты, чудища. Совершенно не случайно, ведь европеец в повседневности наблюдал банды разбойников, стаи волков в лесу у местечка, где жил, а также спасался от эпидемий и болезней.

Джон Мандевиль.

Что касается сновидений с явным эротическим содержанием, то о них мы знаем немного по вполне понятной причине. Христианская мораль и страх перед греховными образами не позволяли раскрывать отдельные сюжеты сна средневекового человека.

Изображение ангела.

Понятие гармонии

Гармония — понятие в средневековом социуме очень расплывчатое и общее. При этом как правило, оно было связано с музыкой, божественным промыслом и природой. Гармония есть воля бога, равновесие сил в мире. Сам святой Бернар говорил: «От природы узнаёшь о боге». Но чтобы улавливать посылы из потусторонней реальности, следует обладать чувством прекрасного. Согласно изречениям проповедников, хронистов и даже средневековых поэтов, прекрасное обязательно соответствовало христианским канонам, то есть было чем-то, что априори должно нравиться богу.

Сотворение богом мира.

«Добрый» город должен быть живым, деятельным, упорядоченным и доступным для жизни. Рыцарь — смелым, целомудренным и преданным: в этом заключается его «прекрасное».

Средневековая Поэзия
Женщина и Мужчина. Около 1470 года.

Миниатюры и надгробия стилистически мало чем различались. Изображения монархов и знати становились с веками всё более реалистичными. Единственный жанр, где можно было проследить стремление к «прекрасному» — это образы женщин в живописи. Подчёркивались силуэт, хрупкость рук и ног, форма груди и талии. Гармония начинает уступать место чувственности.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится