«Питейные» указы Петра Великого
К употреблению водки и других спиртных напитков Петр I подходил со всей серьезностью. В указе 1718 года «О достоинстве гостевом на ассамблеях быть имеющем» дотошно прописывались, как себя вести в подпитии и что делать с гостями на разных стадиях опьянения. Тех, кто на стуле не мог усидеть, надлежало складывать в сторонке, чтобы не мешали танцующим, отсортировав женщин от мужчин, «иначе при пробуждении конфуза не оберёшься». Лежащим водку подавать запрещалось, даже если просили, чтобы избежать риска захлебнуться.
Петру приписывается указ о пьяных моряках, сходящих на берег в заграничном вояже. Моряк, упившийся до состояния беспамятства, мог избежать наказания, если лежал головой к причалу. Считалось, что пьянчужка стремился на корабль, но не сумел дойти.
Елизавета Петровна запретила держать в доме медведя
Елизавета I показала себя гуманной и прогрессивной правительницей. Она отменила смертную казнь и особо изощренные пытки. Заботясь о безопасности городского населения, императрица запретила быструю езду по улицам и ввела штрафы за прилюдную брань. Прекратила распространенную тогда практику держать в богатых домах медведей. Весьма разумным представляется указ о недозволении являться ко двору лицам, у которых в доме корь или оспа.
Нельзя не разделить понятное возмущение императрицы, побудившее издать указ от 11 марта 1747 года «О неписании портрета ее императорского величества неискусным мастерам». А вот указ «О неношении никому богатых платьев с золотом и серебром, кроме военнослужащих и приезжающих чужестранцев…», изданный 11 декабря 1742 г., отражает желание императрицы не дозволять дамам превзойти ее в нарядах.
Исторический анекдот о «волосяном установлении», согласно которому всем придворным дамам следовало обриться наголо и носить черные лохматые парики, скорее всего, анекдотом и является, поскольку в списке указов Елизаветы Петровны ничего подобного не имеется.
Екатерина II: избранные места из Устава Благочиния
Екатерина II, заняв трон, постаралась внести порядок в законодательную систему Российской Империи. Главным инструментом правопорядка стал Устав благочиния, аналог современного Уголовного кодекса. Некоторые из позиций выглядят очень своеобразно с нашей точки зрения, однако тогда эти проблемы были весьма актуальны.
Так, священнослужителям нельзя было под угрозой штрафа венчать малолетних мальчиков с великовозрастными девицами. Браков пожилых мужчин с юными девочками это не касалось.
С семи лет мужчинам запрещалось входить общественную (торговую) женскую баню, а женщинам - появляться в мужской. За это наказывали не только штрафом в размере полусуточного содержания заключенного, но и заставляли эту баню топить.
Статья 224 подтверждала запрет на все виды колдовства путем начертания на земле или курения, а также «пугания чудовищем».
Категорически запрещались:
- воздушные или водяные предвещания;
- толкование снов или искания видений;
- искание кладов;
- нашёптывания на бумагу, траву или питье.
Любое действие из обширного арсенала российских ведьм наказывалось пеней размером с дневное пропитание нищего – аналог современного прожиточного минимума.
Полностью навести порядок в России Екатерине так и не удалось. «Меня обворовывают, но это хороший знак – значит, есть что воровать», - остроумно подметила она в одном письме.
Самодурные законы Павла I
Стремление возвести любое правило в закон привело к тому, что правление Павла I ознаменовалось странными указами, раздражавшими современников. «Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое». Новоявленный император установил комендантский час, запретив в домах зажигать свет после восьми вечера. По ночным улицам дозволялось ходить только караульным, акушеркам и священникам к умирающим. Дабы общество не заразилось вольнодумством, из-за границы не ввозили книги и ноты, а в России слова «гражданин», «врач» и «выполнить» надлежало поменять на: «обыватель», «лекарь» и «исполнить».
Особое внимание Павел I уделял внешности и форме одежды. Император отменил моду на круглые шляпы и высокие сапоги. Вместо фраков полагалось носить немецкое платье со стоячим воротником и обшлагами в цвет воротника. Указом от 1799 года запрещалось волосы зачесывать вперед, только назад, а мужчинам носить бакенбарды.
О чудачествах Павла I ходит много анекдотов, но наказание за невыполнение вздорных приказов следовали нешуточные. Так, Натан Эйдельман приводит факты, когда обидчивый император за «дерзновенные разговоры» заточил в тюрьму пожизненно полковника Кнутова, а за неудачную карикатуру сослал на каторгу унтер-офицера Мешкова, предварительно наказав кнутом и вырвав ноздри. Совсем не та ситуация, как при Елизавете Петровне, скромно запретившей «неискусным мастерам писать портреты».
Гуманные законы строгого императора
Ко времени Николая I количество законов сильно умножилось. Теперь действовал не один Устав Благочиния, а целый комплекс уставов, собранные трудами С.М.Сперанского в единый Свод законов. При всей строгости правления Николая I законодательство носило гуманный характер. Так, глава «О поединках и личных обидах» состояла из 15 статей и начиналась словами: «Всем и каждому вменяется в обязанность жить в незазорной любви, мире и согласии… и стараться предупреждать недоразумения, ссоры, споры и прения, кои могут довести до огорчения и обиды». Кулачные бои были признаны «забавами вредными», запрещалось носить на улице трости с клинками внутри, а на частных празднествах «употреблять артиллерию».
В тоже время свобода мысли отнюдь не приветствовалась – Устав о цензуре содержал 230 статей, за что был прозван «чугунным», а среди уголовных уложений числились преступления против веры, пресекаемые довольно жестко. Так, евреям запрещалось нанимать христиан для работ, а в домашних театрах наряжаться в монашеское платье.