Как же по иному можно было назвать мастера написавшего множество грандиознейших полотен и создавшего более чем 5 тысяч квадратных метров церковной росписи.
Весной этого года мировая общественность отметила 170-летнюю годовщину со дня рождения гениального русского живописца, о творчестве которого много лет велись дискуссии в среде искусствоведов. Сложно найти среди художников рубежа 19-20 столетия, который своим творчеством вызывал бы такую бурю противоречивых откликов современников, нежели Виктор Васнецов. Его то искренне возносили, называя истинно народным мастером, то обвиняли в попытках возродить «византийский и древнерусский стили», считая его живопись мало интересной. Да и, если копнуть глубже, то сама жизнь художника покажется полной противоречий.
Немного о художнике
В семье священнослужителя Михаила Васильевича Васнецова, отца художника, было шестеро детей, в которых он вкладывал всю душу и старался воспитывать их не только по религиозными правилами. Он прикладывал много усилий, чтобы его отпрыски всесторонне развивались, изучая различные науки.
Однако Виктор, выросший на вятской земле, где сказания, поверья, легенды бытовали в изобилии предпочел всем наукам «преданья старины глубокой». В нем с малолетства проявился дар к рисованию и сказочные сюжеты стали главной темой его рисунков. Талант мальчика конечно же не остался незамеченным, но родители многодетного семейства не могли позволить себе платное обучение сына в художественной школе. И Виктору пришлось довольствоваться духовной семинарией, где дети священнослужителей учились бесплатно.
Но окончить это учебное заведение Виктору Васнецову не довелось. За год до ее окончания с благословения отца он едет в Санкт-Петербург и поступает в Рисовальную школу, а вскоре становится студентом Академии художеств.
«Свеча, зажжённая перед ликом Господа»
Сын потомственного священника, которому была также уготована участь священнослужителя, еще юнцом, сбежавший от служения церкви, спустя годы вернулся туда зрелым художником. Он оставил на века память о себе как о величайшем мастере 19 века, расписав тысячи квадратных метров стен в церквях и соборах в России и за ее пределами.
Пройдет не один год прежде чем мастер осознает, что: «Всё лучшее, что создаёт человек в искусстве, вдохновляется религиозными поисками. И нет для русского живописца более святого дела, чем украшение храма». И около двадцати пяти лет жизни именитый мастер в качестве иконописца потратит на создание более 5000 метров квадратных церковной росписи.
Почти десятилетие живописец трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Более двух тысяч квадратных метров шедевральной росписи можно и в наши дни лицезреть на стенах этого храма. С его именем связана и церковная роспись Храма Спаса-на-Крови в Петербурге, где на фасаде здания можно увидеть четыре огромных работы иконописца, посвященных распятию Иисуса Христа.
12 лет кропотливого труда ушло у художника на уникальную роспись Собора Александра Невского в Варшаве, где мастер расписал 2800 квадратных метров. С его авторских эскизов было создано шестнадцать огромнейших мозаичных сюжетов. К сожалению, красотой храма жители Варшавы любовались недолго. Польские власти, провозгласив независимость страны, приняли указ о сносе православных храмов. В 1926 году храм снесли с лица земли.
Расписывал русский иконописец и храм Марии Магдалины в Дармштадте (Германия), и Собор Александра Невского в Софии (Болгария), где и по сей день сохранились иконы кисти Виктора Васнецова.
Ко всему вышесказанному хотелось бы отметить, что русские монархи очень благосклонно относились к прославившемуся художнику. Александр III и Николай II были постоянными заказчиками Васнецова на исполнение архитектурных проектов и интерьерных росписей. Любопытно, что в 1912 году за творческие заслуги Виктору Васнецову Указом царя Николая II был пожалован дворянский чин.
Сейчас мало верится, однако были в творческой жизни гениального мастера времена, когда рассерженная публика демонстрировала свое недовольство, разворачиваясь к его работам спинами, что было горько осознавать самому живописцу. Один такой случай произошел во время экспозиции полотна «После побоища Игоря Святославича с половцами».
«Поэма семи сказок» - последняя грандиозная задумка мастера
На закате жизненного пути Виктор Михайлович вернулся к русскому фольклору. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим»,- считал он.
Еще к концу 19 века художник задумал серию полотен «Поэма семи сказок», посвященную народным сказаниям, бытовавшим с древних времен на Руси. Особенно рьяно он начал над ней работать после буреломного 1917 года. Когда свершилась революция, художник не принял ее идей, но и с России-матушки он выехать не смог.
Васнецов начал искать отдушину в своем творчестве, и работа над сказочными мотивами стала для него внутренней эмиграцией от всего происходящего, и это был верный способ отгородиться от внешней кутерьмы, закрутившей страну в революционной борьбе.
Семь задуманных полотен из этой серии живописец создавал не во чьему либо заказу, а для своей души, поэтому когда художник умер в 1926 году, все эти работы так и остались в мастерской его уникального московского дома, спроектированного самим Васнецовым, в виде древнерусского терема.
Современные исследователи творческого наследия гениального мастера прочувствовали в «Поэме семи сказок» тревожные нотки за Отчизну и ее будущее. И поэтому становится понятным стремление автора поэтизировать старинную Русь, видевшим в ней идеал. И поэтому свое субъективное мнение о переменах, происходивших в России, он выражал в виде сказочных аллюзий как бы, говоря: "Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг".