Литература ГДР: направления, тенденции, судьбы
Роль писателя в жизни новой демократической Германии ценилась очень высоко. «Инженер человеческих душ» — как и в Советском Союзе, автор являлся важным составляющим элементом в идеологии социалистического государства.
После катастрофы 1945 года и создания ГДР в 1949 году на востоке Германии сложилась своя литературная среда, которая имела явный антифашистский характер и концентрировалась на вопросах построения светлого будущего для немцев. Период «грехопадения» 1933−1945 гг. стоило вычеркнуть из истории развития немецкой литературы: новая социалистическая парадигма виделась спасением и помогла оставить позади старые идеи и причастность к ним. К тому же из эмиграции вернулись видные авторы, известные своими левыми взглядами. Людвиг Ренн, Арнольд Цвейг, Анна Зегерс, Иоганнес Бехер, Эрих Вайнерт и Бертольд Брехт стали локомотивами новых идей.
В 1950-е гг., несмотря на события внутри страны и за рубежом, главным и определяющим жанром литературы стал соцреализм. В 1959 году Социалистическая единая партия Германии занялась определением пути развития литературы. Провозглашённый «Биттерфельдский путь» закреплял за произведениями авторов основную цель — удовлетворение художественно-эстетических потребностей трудящихся. Главный герой — ответственный рабочий, который добросовестно выполняет свою работу и показывает высокие результаты производительности.
События 1961 года вновь заставили обратить на себя внимание видных литераторов ГДР. Берлинская стена стала, своего рода, символом схватки сомнений и верного выбора. По-прежнему авторов интересовали будни «пролетариата», когда представитель рабочего класса со скромными запросами задумывался о будущем и правильности своего пути. Безусловно, подобные рассуждения быстро заканчивались идеологически верными выводами. Самый яркий пример — «Расколотое небо» Кристы Вольф. Роман 1963 года повествует о истории любви, в которой есть место не только преграде в виде стены, но и идеологическим барьерам, а также полярности взглядов.
С приходом к власти Эриха Хонеккера в начале 1970-х в литературном сообществе ГДР почувствовали послабление идеологического пресса. Писатели Фолькер Браун и Ульрих Пленцдорф смогли позволить себе даже критику в адрес некоторых членов социалистической партии. Но уже в 1976 году СЕПГ взяла литераторов в ежовые рукавицы: барда Вольфа Бирманна лишили гражданства за его открытую критику линии Хонеккера и партии в целом. Около ста писателей и поэтов в знак солидарности с Бирманном покинули пределы ГДР.
Многие из тех, кто не смог или не хотел оставить родные края, вынуждены были писать на отвлечённые темы или отправиться в глухие и тихие места. Яркие события последнего десятилетия существования ГДР прошли без громогласных и резких критических опусов в адрес партии и генсека. В западноевропейской науке принято считать, что в целом литературное сообщество Восточной Германии не вступало в открытое противостояние с режимом. Хотя современный немецкий писатель Инго Шульце всё же считает, что «писатель в ГДР был своего рода диссидентом» (говорил он прежде всего о честных писателях).
А вот биография талантливого Эрвина Штриттматтера, лауреата множества государственных премий, главы Союза писателей, члена СЕПГ, многих вводит в ступор: писатель служил в полицейском батальоне СС, участвовал в карательных операциях против партизан на Балканах, а затем был осведомителем в «штази».
Тем не менее многие труды авторов направления «литературы ГДР» до сих пор являются выдающимися произведениями немецкой национальной культуры.
Писатели ГДР: Вернер Линдеманн
Биографический портрет известного детского писателя Вернера Линдеманна интересен не только связью с историей его прославленного сына. Автор детской литературы — лицо наименее ангажированное; его труды в меньшей степени были подвержены жесткой цензуре.
Вернер Линдеманн родился 7 октября 1926 года в коммуне Гутстдорф-Альтесниц рядом с городом Вольфен в земле Саксония-Анхальт. Происходил из семьи крестьян. В 15 лет он уже работал на ферме у крупного землевладельца. Ещё тогда Вернер думал о работе школьным учителем. В 1943 году он поступил на службу в верхмат и попал на Восточный фронт. После войны Линдеманн воспринял с надеждой идею построить социализм в Германии. Уже в 1946 году писатель начал работу над своей первой книгой. Изучал естественные науки в Галле и после окончания обучения отправился преподавать в профессиональное училище, где занимался подготовкой будущих фермеров. В 1955 году Вернер Линдеманн поступил в Литературный институт имени Иоганнеса Роберта Бехера в Лейпциге. Трудился редактором в студенческом журнале «Forum».
В 1959 году Линдеманн уже являлся писателем с гонорарами: его первые стихотворения были опубликованы в сборнике «Станции». В это же время Вернер возглавил дом культуры в Волькау. Также он выступал на Биттерфельдской конференции в том же 1959 году. Именно там произошло знакомство с будущей супругой Гиттой (тогда ещё студенткой).
Пара обручилась, и 4 января 1963 года родился первенец — Тилль Линдеманн, будущий фронтмен, пожалуй, самой популярной немецкой метал-группы Rammstein. Через 6 лет у пары родилась дочь Саския. Долгое время до женитьбы Вернер работал в Дриспете, но с появлением семьи переехал в Росток. С 1975 года Линдеманн начинает жить отдельно от своего семейства в Цикхузене в Мекленбурге. Там писатель работает в собственном деревенском доме над новыми произведениями.
Сборники стихов занимали большую часть творчества Вернера Линдеманна, однако уже с начала 1980-х гг. он берётся за прозу. Повседневные сюжеты, которые переплетаются с воспоминаниями автора, и описания природы — всё это находит читатель в творчестве Линдеманна. К концу 1970-х гг. писателя приглашают на многочисленные встречи с читателями, его труды находят отклики у немалого количества школьников и их родителей. Детям очень полюбилась книга «Что делает зимой лягушка?» 1982 года, а также произведения «Из дома деревни Дриспет» и «Ржаная тётка».
С большим трудом вышел в свет труд «Майк Олдфилд в кресле-качалке. Записки отца», в котором Линдеманн описал 9 месяцев жизни в деревенском доме вместе со своим 19-летним сыном. Книга поражала читателя смелыми заявлениями и воспоминаниями автора, да и сама центральная проблема «отцов и детей» была в достаточной мере раскрыта.
В 1985 году Вернер Линдеманн получил государственную награду от Академии Искусств — премию Алекса Веддинга, за заслуги в области детской литературы.
Объединение Германии в 1990 году довольно серьёзно отразилось на жизни многих писателей бывшей ГДР. Линдеманн не был исключением: его книги продавались хуже, встреч с читателями было совсем немного, а дом, в котором он прожил 30 лет, фактически отобрали. Потерю былых привилегий авторы переживали тяжело.
Вернер Линдеманн страдал от рака желудка и 9 февраля 1993 года его не стало. А уже 7 октября 1994 года в его честь переименовали начальную школу в Ростоке.
«Майк Олдфилд в кресле качалке» и жизнь в ГДР
Дневниковые записи уже довольно зрелого человека (Вернеру на тот момент было около 60 лет) повествуют не только о проблемах во взаимоотношениях с сыном, но и о повседневности труда писателя, который уехал в деревню, а также о мыслях, занимавших старшее поколение жителей ГДР.
Описанные в книге события происходят с 1981 по 1982 год в Цикхузене, в коммуне Мекленбурга. Там, собственно, и находился деревенский дом писателя, где Линдеманн-старший создавал свои произведения. Просторная усадьба с постройками для скота недалеко от лесной чащи. По соседству жили видные представители литературного сообщества: Вернер Линдеманн ходил в гости к Герхарду и Кристе Вольф, а часто и сам организовывал поэтические мероприятия у себя дома.
По словам Тилля, отец начинал свой день с похода в лес за дровами: это была его альтернатива утренней гимнастике. Подъем в половине шестого утра, чашечка кофе, работа за письменным столом до полудня. Далее — хозяйственные дела по дому, труд в саду, готовка пищи на ближайшие дни и чтение корреспонденции. Порой он направлял по 20−30 писем коллегам и благодарным поклонникам. Время от времени Вернер писал небольшие художественные полотна. Покупка продуктов обычно проходила в супермаркете в одном из новых районов Шверина.
Признанный автор никогда не был голоден: Вернер часто бывал в разъездах по небольшим городам страны, ему устраивали встречи с читателями в школах, он зарабатывал достаточно денег чтобы часто менять автомобили. Издательство в Берлине, с которым работал Вернер Линдеманн, часто приглашало своего автора на многочисленные праздники, по случаю которых устраивались пышные банкеты.
По выходным и праздничным дням семья воссоединялась. При этом Вернер с супругой уезжали либо в Берлин, либо в Шверин, где они могли праздно шататься по барам. В материальном отношении писатель не знал сильной нужды в средствах для существования. Это была очень достойная жизнь, знакомая только небольшой прослойке общества ГДР. Линдеманн не состоял в партии, но при этом находился на очень хорошем счету у государства.
Но устраивала ли его деятельность СЕПГ и её функционеров? В произведении уже отчётливо прослеживаются критические нотки и довольно смелые высказывания о власти в ГДР. Да и сам факт, что книга была фактически закончена к 1983 году, а издана лишь в 1988 году говорит о многом. Издательство Volk und Welt не осмелилось выпустить её сразу.
Автор в целом был позитивно настроен к социализму и к общественным устоям, которые сформировались после 1945 года. Вернер не дал своему сыну сидеть в селе без дела и грозился заявить на него в полицию за тунеядство. Споры о жизни поколений: Вернер часто напоминал Тиллю о том, что в его возрасте он лежал в окопах, пережил голод и у него не было нормальных условий для жизни. В вопросах о воинской повинности писатель был также на стороне закона.
Репрессивные меры партии Линдеманн не поддерживал, но специфика жизни в ГДР и влияние «штази» на персональную жизнь заставляли многих быть учтивее к политике генерального секретаря. Дискуссии и полемика оставались в рамках гостиной комнаты или кухни: диссидентства в этом было мало. Отдельные эпизоды показывают рассуждения о целесообразности действий представителей закона и об образе жизни рабочего класса.