Зороастризм распространился в Иране и был государственной религией Персии до прихода ислама. В отдельных общинах иранского происхождения он существует и сегодня.
Заратустра — пастух и пастырь
При рождении будущий пророк, по сюжету многочисленных легенд, умертвил около тысячи демонов уже только первым смехом. Многие авторы наделяют его и иными сверхспособностями. В «Волшебной флейте» Моцарта есть персонаж-волшебник Зарастро. Именно Заратустре Фридрих Ницше доверил изложить свою философию. В Европе XVII-XIX вв. пророк стал эталоном загадочного восточного мудреца. Но каков же был реальный основатель одной из первых монотеистических религий в мире?
О месте и времени рождения Заратустры историки до сих пор спорят. Одни считают, что он появился на свет в еще кочевом индоиранском племени примерно 1000−1500 лет до нашей эры, когда Иранское нагорье только заселялось. Другие относят его рождение уже ко времени образования Персидской державы Кира Великого.
Касательно места его рождения также нет единства. Его родиной называют Южную Сибирь, Среднюю Азию, Иранское нагорье или даже бассейн Волги.
Жизнь мудреца окружена множеством легенд. Считается, что он происходил из рода Спитама («светлый»), возможно, из жреческого сословия. К 14-ти годам Заратустру посвятили в тайны религиозных практик. У юноши произошло откровение во время праздника наступления весны: он увидел некую фигуру, которая представилась пророку как Воху Мана («Благое намерение»). После встречи с сущностью Заратустра стал бродячим пророком.
Когда ему было уже около 40 лет, он, наконец, нашел покровителя — царя Витшаспу. Здесь, он по-видимому, сумел впервые цельно изложить новую религию своему патрону. Именно Витшаспа называется многими источниками второй по важности фигурой после самого пророка в зороастризме, поскольку именно с обращения царя начинается распространение новой религии.
Авестийский язык — язык мудрецов
Авеста — главный труд Заратустры — это сборник гимнов и поучений основанной им религии. Она написана языком, родственным персидскому, но больше не встречающимся нигде. Поэтому этот язык был назван авестийским.
Многие из частей сохранились лишь во фрагментах. Важными частями является Ясна — текст зороастрийского богослужения, Яшты — гимны, написанные Заратустрой и посвященные Ахуре-Мазде, верховному богу света и другим светлым богам, и Видэвдад — правила, которые должен соблюдать каждый зороастриец в быту. Основная мысль, заложенная в тексте Авесты, — придерживаться истины, которая есть Ахура-Мазда, добрый бог, и отвергать пути злого бога Ахримана и его демонов.
Помимо верховного божества, пророк выделил семь божественных существ, которые олицетворяли наиболее важные качества для человека. Этих существ он называл Амэша-Спэнта («бессмертные святые»). Каждое из них также было связано с каким-то земным предметом или материей: человеком, животными, огнем, металлами, водой, землей и растениями. Эти стихии почитались древними иранцами еще до зороастризма и фигурировали в их языческих обрядах. Таким образом, Заратустра придал новый смысл священным для индоиранцев группам вещей, связав их с абстрактными понятиями.
Все обряды зороастрийцев в реальной или символической форме включали взаимодействие с этими материями. Особо почитаемым был огонь — все молитвы и священнодействия совершались перед пламенем. Также считалось, что человеческая душа — это тоже особый вид огня. В эпоху расцвета в Иране было три основных храма огня, один из которых до сих пор сохранился в городе Йезд. Также каждая семья дома молилась перед пламенем.
Каждый зороастриец боялся оскверниться. Все, что олицетворяло гниль, болезнь и смерть, считалось скверной. Особо нечистыми субстанциями признавались трупы и кровь, поэтому у персов сложился особый способ погребения — дахма («башня молчания»). Тела умерших помещались на высокие сооружения на съедение падальщикам, дабы не затронуть ни одной священной стихии.
Помимо пренебрежения к трупам, зороастрийцы удивляли соседей поощрением кровосмесительных браков (Заратустра якобы говорил, что брат с сестрой легче найдут общий язык, а значит составят крепкий союз), строгим отношением к чистоте тела, а также значительным (по меркам Античности) равенством между мужчиной и женщиной (греки и римляне, например, дивились, что персы пируют вместе с женами).
Мир, по представлениям зороастрийцев, проживает три эпохи. В первую — эпоху Творения — Благой Дух Ахура-Мазда создает материальную жизнь, более совершенную, чем жизнь духа. Но его злой двойник Ахриман исполнился зависти и атаковал творение, испортив все его составляющие (отравив огонь дымом, сделав воду соленой, а человека — смертным).
После этого начинается второй период — Смешение, — во время которого Ахриман и его дэвы (злые духи, демоны) беспокоят мир нападениями. Неживые творения они разрушают и портят, а человека ввергают в грехи. Добрые духи стараются противостоять этому. Задача же человека — почитать семь добрых божеств и придерживаться трех принципов: благие мысли, благие слова, благие поступки.
Наконец, через какое-то время настанет третья эпоха — Разделение. Грешные души и Ахриман исчезнут, а материальный мир опять будет всецело во власти Ахура-Мазды, и там вместе с ним будут пребывать праведные души.
Итак, Заратустра, одним из первых создал религиозную систему, в основе которой лежит борьба добра и зла, которая так или иначе приведет к концу мира. Человек в этой системе имеет выбор, который влияет на расстановку сил в этой борьбе.
Зороастризм: от царей до Фредди Меркьюри
Считается, что зороастризм, пережив некоторое время безвестности, впервые стал чем-то вроде государственной религии Ирана при первых Ахеменидах, то есть к VI в. до н. э. К этому персов подтолкнуло знакомство с религиями Вавилона, Ассирии и Египта. Персы начали строить великолепные храмы огня по образцу тех, что они увидели на Ближнем Востоке. При этом в Ахеменидской державе существовала веротерпимость, а многие боги из этих регионов были инкорпорированы в зороастрийский пантеон. Например, богиня Иштар стала почитаться под именем Анахиты. Постепенно складывалось и особое сословие священнослужителей — магов.
Сильнейший удар по национальной религии Ирана нанес поход Александра Македонского на державу Ахеменидов. Его воины разграбили множество храмов огня и лишили магов жизни. Именно поэтому в позднейших зороастрийских произведениях и документах Александр предстает равным самому духу зла Ахриману. При нем и позднее зороастризм соседствовал с ближневосточными язычниками, как и ранее, но к ним добавились также синкретические культы, которые чтили греческих богов, смешивая их с иранскими и вавилонскими. Зороастризм тем временем распространился среди восточных иранцев — в Кушанском государстве.
Когда на смену парфянам пришла династия Сасанидов (в начале III в. н. э.), зороастризм приобрел окончательный вид государственной религии Ирана. Деятельность некоторых магов (например, Картира, который оставил несколько наскальных надписей) способствовала окончательному оформлению канона веры (были собраны вместе и изданы тексты Авесты). Также в Сасанидский период зороастрийские священники активно борются с другими религиями в Персии. Тот же Картир гордился в своих надписях разрушением храмов христиан, манихеев, иудеев. Тем не менее зороастризм не имел и тени той популярности на Ближнем Востоке, которую имело христианство, да и не особо пытался ее добиться. Он так и остался во многом национальной религией персов.
С разгромом Сасанидской державы арабами-мусульманами для «Благой веры» наступили тяжелые времена. Мусульмане к зороастризму относились двойственно. С одной стороны, «огнепоклонники» были «людьми книги», которые почитали одного бога и не были просто язычниками. С другой стороны, доктрины зороастрийцев и национальная культура персов были слишком диковинными для кочевников-арабов. Поэтому не в пример более активный в плане обращения народов ислам начал вытеснять соперника из Ирана. Знать предпочла принять новую веру: в новом государстве — халифате — это открывало массу карьерных возможностей.
Также поступали и некоторые горожане с крестьянами — принятие ислама освобождало от налогов. Так персидская составляющая влилась в исламский мир и обогатила его. Достаточно вспомнить мусульманских поэтов (Хайяма, Фирдоуси, Рудаки, Саади) и ученых (Аль-Хорезми и Авиценну), персидские ковры, сады, дворцы и миниатюру.
Но кое-где еще оставались очаги старой веры, особенно в местах, где были священные огни (например, в уже упоминавшемся городе Йезд он до сих пор существует).
Периодически в Иране происходили антиарабские и антиисламские восстания. Самое известное — восстание Бабека, происходившего из секты, которая исповедовала смесь ислама, христианства и зороастризма.
Постепенно зороастрийцы в Иране стали закрытыми общинами, которые терялись на фоне мусульманского большинства. Они бережно хранили свои традиции и тексты Авесты, но не имели возможности расширять свою проповедческую деятельность. Отдельные общины бежали — так возникли парсы в Индии на острове Занзибар. Парсы вписались в новое для них общество, дав миру индийского физика-ядерщика Хоми Бабу — «отца» индийской ядерной программы, а также солиста группы Queen Фредди Меркьюри.