Исчезновение Джоконды и другие скандалы, связанные с похищением шедевров
0
0
629
просмотров
Кражи произведений искусства либо раскрываются за несколько дней, либо остаются загадками на десятилетия. Например, «Портрет Якоба де Гейна III» кисти Рембрандта похищали четырежды, но каждый раз возвращали. А вот на след экспонатов бостонского Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, исчезнувших в 1990 году, не вышли до сих пор.
После кражи.

Исчезновение Джоконды

Репутация самой узнаваемой картины в мире у «Моны Лизы» складывалась на протяжении столетий. Скачок популярности пришелся на 1911 год, когда она была похищена из Лувра. Кража вызвала небывалую газетную шумиху — СМИ без устали обсуждали преступление, которое случилось как раз накануне Первой мировой. Обстановка в Европе была напряженная, французское общество жаждало реванша после поражения в войне с Пруссией и охотно верило слухам о «немецком следе» в темной истории с исчезновением шедевра.

Разумеется, никакой вражеский шпион в Квадратный салон Лувра не проникал. Картину украл итальянец Винченцо Перуджа, работавший в музее мастером по зеркалам. Злоумышленник сам выдал себя. Приехав с картиной в Италию в 1913 году, он попытался продать ее флорентийскому антиквару. Преступника арестовали — оказалось, что он был известен французской полиции как мелкий грабитель и воришка. Более того, его отпечатки пальцев хранились в полицейской базе, но отпечаток, найденный следователями на месте кражи, не удосужились тщательно проверить.

Винченцо Перуджа

Итальянский суд приговорил Перуджу всего лишь к году тюремного заключения. Картина же триумфально вернулась во Францию в январе 1914 года, вновь став главной героиней прессы. Интересно, что по подозрению в совершении преступления был ненадолго арестован французский поэт Гийом Аполлинер. А за несколько дней до кражи Лувр с экскурсией посетили большевики во главе с Анатолием Луначарским. В то время в пригороде Парижа Лонжюмо действовала их партшкола.

Рембрандт на вынос

У «Портрета Якоба де Гейна III» кисти Рембрандта дурная репутация «самой похищаемой картины на свете». С 1966 раза ее крали 4 раза — достижение, попавшее в Книги рекордов Гиннесса. Причина такой притягательности для преступников заключается в маленьком размере портрета: 29/24 см.

В 1981 году произведение искусства, стоимость которого тогда оценивалась в 1 млн фунтов стерлингов, украли из картинной галереи лондонского пригорода Далидже. Посетитель унес портрет под своим плащом. Когда через несколько дней директору музея позвонил неизвестный с предложением продать картину, тот незамедлительно подключил полицию.

«Портрет Якоба де Гейна III».

После долгих переговоров директор музея Уотерфилд получил доказательство, что полотно действительно попало в руки тех, кто вышел с ним на связь. В условленном месте на лондонской улице его ждал плотно запечатанный конверт с фотографиями портрета на лестнице доходного дома. Выйдя на след преступников, в Скотланд-Ярде решили взять их с поличным прямо в такси, на котором те ехали по Лондону. В Беркли-сквере машину остановили, пассажиров арестовали, а портрет нашелся целым и невредимым в багажнике авто. В этот же день другой отряд полиции задержал в отеле скупщика краденного, выступавшего посредником между похитителями и директором музея.

Ограбление века

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер — знаменитая частная галерея, расположенная в Бостоне и основанная в 1903 году. В 1990-м музей ограбили. Преступники проникли в здание, переодевшись в полицейских (охранник, поверивший в их ложь, сам впустил непрошенных гостей). Попав в галерею, самозванцы скрутили свидетеля и заковали его в наручники. Поверить их маскараду было проще простого. Парочка в совершенстве владела манерами и жаргоном полицейских, каждый имел рацию и кобуру с пистолетом.

Рама от «Шторма в Галилее».

Злоумышленники унесли с собой 13 экспонатов. В их числе были единственный морской пейзаж Рембрандта «Шторм в Галилее» и «Концерт» Вермеера. Совокупная стоимость украденного составляла 300 млн долларов. На следующий день американские газеты вышли с заголовками об «ограблении века». К делу подключили ФБР, была объявлена награда за информацию о преступниках, но все попытки распутать это дело остались тщетными. В самом музее на месте похищенных шедевров до сих пор висят пустые рамы.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится