По одной из версий, первыми европейцами, добравшимися до североамериканского континента, были викинги, которые высадились на его берегах еще в конце 10-го века, а уже в 11-м основали поселения в районе современной Канады. Но свои притязания есть и у британцев. Согласно валлийским легендам, сын прославленного Оуайна очутился на земле, впоследствии названной испанцами Новым Светом, на 300 лет раньше Христофора Колумба.
Предполагается, что Мадог родился около 1150 года и был одним из многочисленных потомков Оуайна, могущественного правителя валлийского королевства (Гвинед). И хотя существование самого Оуайна считается доказанным, факт наличия сына по имени Мадог ставится историками под сомнение. Если верить сказаниям, у короля Гвинеда было то ли 13, то ли 19 детей, из них только 6 легитимных, и Мадог являлся бастардом. После смерти короля среди его потомков началась кровавая борьба за власть, и принц не желал участвовать в распрях. Вместе с братом Риридом, также незаконнорожденным, он решил снарядить экспедицию и отправиться в плавание на Запад в поисках неизведанных земель.
Согласно легенде, Мадог и Ририд на двух кораблях стартовали из Северного Уэльса в районе Рос-он-Си. Вместе с небольшой свитой они добрались до неизвестных и далеких западных берегов, где основали колонию. Позже Мадог вернулся в Уэльс, чтобы собрать побольше людей в команду, в том числе, женщин и детей, и уже 10 кораблей отплыли в сторону современной Америки. Случилось это, если верить фольклору, в 1170-м году. Предполагаемое поселение люди Мадога основали где-то в области нынешней Алабамы. Другими возможными ареолами расселения валлийцев называют Флориду, Род Айленд, Мексиканский залив, Ньюфаундленд, а также территорию вдоль реки Миссисипи. Мадог, его брат Ририд и их товарищи-путешественники приняли решение осесть в новых землях, смешаться с местным населением и никогда больше не возвращаться в Уэльс.
Сторонники теории утверждают, что легенды о Мадоге и белых поселенцах ходили не только среди европейцев — их пересказывали также индейцы штата Кентукки. Якобы в тех местах существовало племя «белых индейцев», отличавшихся от большинства других коренных народностей светлыми волосами и голубыми глазами. «Белые индейцы», обитавшие в районе водопадов Огайо, были истреблены в межплеменной борьбе. Кое-кто из местных вождей связывал это полумифическое племя с Мадогом. Другими вероятными потомками валлийских переселенцев называют индейцев манданов, которые, согласно некоторым источникам 17 и 18 веков, обладали светлым цветом кожи и говорили на языке, схожем с валлийским по звучанию.
Единственным более-менее весомым подтверждением теории о валлийском происхождении манданов является факт использования этим народом особого вида лодок, кораклов, которые считаются традиционными в Уэльсе. Местные индейцы действительно предпочитали их каноэ. Манданы были практически полностью уничтожены в результате эпидемии оспы 1837-го года, в настоящее время число их потомков едва превышает 300 человек.
Легенда о Мадоге получила широкое распространение во времена Елизаветы I. Тогда вышло сразу несколько крупных литературных произведений, целью которых было легитимизировать эту историю. Возникла и новая теория: якобы сам король Артур когда-то высадился на тех берегах. Весь этот фольклор активно выдавался за истину с одной целью — королеве нужен был повод оправдать притязания на частичное владение землями Нового Света в споре с испанцами.
Защитники теории о плавании Мадога настаивают на проведении более тщательных раскопок на территориях возможного обитания средневековых валлийцев в надежде обнаружить новые подтверждения легенды, но пока сказание о принце уэльском остается только красивым мифом.