Мыслители повлиявшие на христианство
692
просмотров
Христианская философия трактует Христианство не как систему идей, а как религию – путь спасения. Религия стала отличительной чертой человеческого общества, его истории. Она поглотила философские предположения из своего окружения. Поэтому религия порождает новые философские конструкции и аргументы в формировании доктрин. В процессе этого появляется и защита от философских возражений. На верования влияет и философская критика как внутри, так и вне христианского сообщества.

Большое влияние на Христианство оказала греческая философия. Христианское движение вышло из еврейского ядра. Оно влилось в греко-римский мир. Первым христианам нужно было объяснять, как защитить себя в терминах и понятиях в интеллектуальной среде. Ко II веку произошло слияние нескольких конкурирующих потоков греческой и римской философии среднего платонизма. Это были неоплатонизм, эпикурейство и стоицизм. Они стали общим мировоззрением. Всё это создало широкий интеллектуальный фон для большинства образованных граждан Римской империи.

Темы неоплатонической философии обеспечили интеллектуальный материал для христианских и нехристианских мыслителей в I – III веках. Эти темы включали иерархическую концепцию вселенной. В ней духовное было выше физического. Добро, истина, красота, различные универсалии — всё приобретало особую форму и стремилось вернуться к своему истоку в божественной реальности.

Христианские апологеты, христианские писатели II века, обеспечивали защиту веры против греко-римской культуры. Они очень хорошо чувствовали себя в той среде. Они применяли свои идеи и предположения, распространяли Евангелие, используя в защите в интеллектуальной устойчивой системе убеждений. Апологеты Христианства приняли неоплатоническое мировоззрение и стали представлять Христианство, как его реализацию в исправленном и завершённом виде, не заменяя неоплатонизма.

По их мнению, философия для греков была тем же, что и закон для евреев. Всё это было подготовкой к Евангелию. Несколько апологетов соглашались с еврейским писателем Филоном в том, что философия греков получила большую часть своей мудрости от Моисея. А Титиан, с другой стороны, отвергал языческое обучение и философию, считая их враждебными Евангелию. До сих пор этот вопрос обсуждается богословами. Они спорят, завершает ли Евангелие и выполняет ли оно выводы человеческого разума или разум повреждён грехом, что уже не может постичь истину?

Можно сделать вывод, что философия древних греков дала организационные принципы. На них сформулировали центральные христианские доктрины. Примитивное христианское исповедание веры «Иисус есть Господь» показывало Иисуса ученикам, как Посланника Бога, преобразившего жизнь людей.

Процесс первоначального толкования начался с применения к Иисусу двух еврейских концепций ожидаемого Мессии и метафоры Сына Божьего. Примерно такое же мнение применялось в древнем мире, где люди полагали, что правители, это святые, связанные с Богом. Это продолжилось и в Евангелии от Иоанна. Идеи были взяты из древнееврейского понятия Мудрости и Слова Божьего и из греческого понятия Логоса.

Первые столетия истории Христианства обладали большим разнообразием и экспериментами в христианском мышлении. Но вера была официально признана лишь при Константине в 313 году. После этого, при Феодосии, она стала единственной официальной религией. Её доктрины формализовались во всей Церкви. Но такое давление вызвало интенсивные споры.

Для этого собирались Вселенские Соборы, проходившие в Никее, Константинополе, Халкидии. Их дебаты основывались на греческих концепциях сущности и ипостаси. Они говорили, что у Христа две природы. Одна была Отцом, а другая человечеством. Троица состояла в трёх ипостасях в одной усии. Это объясняли Отцы Каппадокии.

Подвергся влиянию неоплатонизма и Святой Августин. На вопрос о существующем зле в созданном всемогущим Богом мире, говорил о падении ангелов, а потом и людей, и искуплении некоторых крестом Христа. Он говорил об избавлении душ, вечном блаженстве и мучении. Лучшая Вселенная состоит не только из высших видов существ, архангелов. Там находится богатый мир разнообразных форм бытия.

Там реализуются все возможные виды существования, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким. Результатом этого является иерархия степеней бытия и добра. Эту идею Августин взял из неоплатонизма, она стала его фундаментальной идеей. В ней добро стоит на вершине. От него спускается великая цепь бытия через множество форм духовной, животной и растительной жизни.

Всё это доходит до безжизненной материи. Каждый сам воплощает бытие и поэтому хорош на своём собственном уровне. Всё это вместе составляет Вселенную в глазах Бога. Зло появляется лишь тогда, когда существа разных уровней утрачивают доброту, которой их наделил Всевышний. Зло является отрицательным и непривлекательным, это отсутствие добра, а не субстанция. Эту тему переняли ранние христианские писатели из неоплатонизма. Поэтому следует, что зло – не сущность и не творение Божье. Оно заключается в ошибке в чём-то хорошем.

Но Августин и христианские философы отошли от неоплатонизма в одном моменте. По неоплатонизму, мир непрерывен в существовании с конечной божественной реальностью. Он перетекает в окружающую пустоту, создавая многоуровневую Вселенную. А Эмансионистская концепция Августина утверждает, что Вселенная, это Царство, созданное Богом из пустоты.

По Августину, Бог создавал Вселенную не из существовавшей ранее материи или хаоса, Он создал её «из ничего». И это наиболее характерный вклад в метафизическую мысль. Он вышел за рамки раннего понимания Гебра. Эта христианская идея говорит о ценности жизни творения и самого материального мира. Всё это зависит от Бога и ведёт к достижению конечной божественной цели.

В современном христианском мире трактовки идеи сотворения мира отделяют её от буквального использования мифа о творении в Бытие. Это отметает теорию большого взрыва и эволюцию форм на Земле.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится